Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан: "Пока я жив, я буду восстанавливать храмы"

06.12.2013 11:36
Автор: Олег СИНИЦЫН
В Екатеринбурге прошла церемония вручения VIII межрегиональной премии «Итоги года Урала и Сибири-2013». Лауреатом премии в номинации «Оратор года» стал митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан. Эта новость в СМИ послужила поводом для встречи с Митрополитом для интервью, тем более что у редакции «ЧелябинскСегодня» вопросов накопилось немало.
Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан: "Пока я жив, я буду восстанавливать храмы"*
Митрополит Феофан имеет огромный опыт публичных выступлений. Известный церковный дипломат и богослов, блестящий проповедник, он умеет говорить с любой аудиторией. Совершая богослужения, Владыка всегда произносит проповеди, вот уже более двух лет еженедельно ведёт авторские передачи на телеканалах ОТВ и «Россия-24. Южный Урал».

- Владыка, не так давно Вы вместе с губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем посетили Патриарха Кирилла и обсудили ряд вопросов, важных для нашего региона. Как вы оцениваете ее?

- Поездка с губернатором  как с духовной точки зрения, так и со светской была весьма значимой. Святейший Патриарх Всея Руси — духовный наставник православных, известный человек в нашем обществе, который работает по многим направлениям. Он очень много сделал и делает для возрождения православия в России, участвует в ее судьбе. Поэтому общение Патриарха с губернатором прибавило авторитета нашей области. В 2010 году Патриарх Кирилл посещал Челябинск и, откровенно говоря, почувствовал, что Церкви на Южном Урале предстоит ещё немало потрудиться, проповедуя Евангелие Христово. Предстоятель Русской Православной Церкви заметил тогда, что у нас ещё немало пережитков, связанных с атеистическим прошлым. Одна из проблем — расположение концертного органа в православном храме святого Александра Невского.

- Да, разумеется, Владыка. Это одна из болевых точек города, где пересеклись интересы светского общества и верующих людей.
- Эта тема часто поднималась и обсуждалась в прессе, на телевидении, в интернет-сообществе. И я не раз высказывал свою точку зрения. Готов еще раз поговорить об этом. В России с 1991 года практически все храмы были освобождены и возвращены церкви. Народ бережно восстанавливает свою историю, веру. Но орган почему-то оставался в храме Александра Невского. В 2010 году Михаилом Юревичем (тогда еще мэром города) был сделан смелый шаг — было принято решение отреставрировать бывший кинотеатр «Родина» и переместить в него орган из храма Александра Невского. И кто бы что бы ни говорил, но будущие поколения будут благодарны за то, что органу подобрали такой замечательный зал, а храм стал храмом. Поверьте мне: у органа появился самый лучший зал в России. По долгу службы я часто бывал в командировках, в том числе и зарубежных. Всегда интересовался органными залами. В каких они находятся условиях. Например, в Страсбурге. Можете не поверить, но там орган открыт всем ветрам. Мне возражают — дескать, климат другой. Климат как климат. И зима есть, и снег, и морозы. А вы были в Ноттердаме? Или в Кельнском соборе? Ни о каком специальном микроклимате для органов там говорить не приходится. Я провёл многочисленные консультации со специалистами во Франции, Италии, Германии. Ситуация с органом в Челябинске более чем приемлема. Наши оппоненты пытаются представить перенос органа как скоропалительный шаг, который может негативно сказаться на состоянии музыкального инструмента. Это нечестная игра. Во-первых, ясно, что для перемещения органа будет проведена тщательная ревизия его. А за один день этого не сделать. Во-вторых, вопрос о готовности нового зала в бывшем кинотеатре «Родина»: пыль, климат, — все это под моим непосредственным контролем. Общественность пусть будет спокойна — и власть, и церковь пошли на всё: созданы специальные микроклимат и акустика. Вскоре все, кто будет посещать органный зал, убедятся, что это самая лучшая концертная площадка в России, возможно, и в Европе. И не надо на белое говорить, что это чёрное. Нельзя передергивать, нельзя притягивать за уши, представлять вещи в ложном свете. При советской власти Церковь не могла вернуть храм себе. Государство было атеистическим. Теперь мы движемся по демократическому пути развития, уважаем права и свободы, уважаем собственность. На всем постсоветском пространстве уже давно возвращено в собственность церкви то, что ей принадлежало. И вопросы эти спокойно решаются и властью, и обществом. Давайте и на Южном Урале уважать друг друга, не допускать беспочвенных обвинений, не расшатывать единство общества.

- Спасибо за полный и исчерпывающий ответ. Скажите, пожалуйста, Владыка, правда ли, что в наших вузах начали готовить священников?
- Готовят не священников, а специалистов-теологов. В учебных заведениях обучается огромное количество людей. В том числе девушки, женщины. В православной церкви священники только мужчины. В Челябинске на историческом факультете ЮУрГУ впервые набрали группу по специальности «теология». Религия играет большую роль в нашем обществе. Церковь активно сотрудничает с муниципалитетами всех уровней, где порой не хватает специалистов по религии. Поэтому иногда чиновники не могут определить где традиционная религия, где секта, где секта с экстремистским уклоном и так далее. Получив необходимые знания на отделениях исторических факультетов, будущие теологи смогут работать как в светских учреждениях, так и при храмах, приходах, епархиях, в их задачи будет входить налаживание взаимоотношений между церковью и обществом. Я уж не говорю про возможность преподавать в воскресных школах на приходах. Опять же, некоторые оппоненты шумели — церковь отделена от государства, разве можно тратить бюджетные деньги на подобное обучение? Во-первых, обучение заочное и, во-вторых, на платной основе. Студенты приходят по велению сердца и тратят свои кровные деньги на обучение. При всем при этом людей приходит гораздо больше, чем первоначально ожидали.

- В Челябинской области восстановлено немало православных церквей, храмов, часовен, монастырей. Но еще немало осталось разрушенных после периода Советской власти. Особенно на севере нашей области. Что вы намерены предпринять по этому поводу?
- Намерение одно — восстановление церквей. Когда едешь на север области встречаешь сёла Булзи, Багаряк, Касли, Ларино, Тюбук... Во всех этих местностях — невосстановленные церкви и храмы, а за Булзями — бывший женский монастырь. Даже если подойти к проблеме не с точки зрения веры, а с точки зрения туризма, искусства, то все эти объекты — образцы нашего южноуральского зодчества. Наш священный долг возродить монастырь, восстановить храмы... Они сейчас стоят, как свидетели нашего варварства — разрушенные, поруганные. В Греции, Германии, Италии, Израиле бережно хранят каждый камешек, каждую досточку. Память нации. А мы себя называем преемниками Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского, гордимся наследием русских композиторов и художников. Бизнесмены, богатые люди пытаются сравнивать себя с Демидовыми, с другими славными купцами и фабрикантами прошлого. Но преемственность не только в кошельках. Она и в душах. Так почему народ должен смотреть на все эти разрушения? Пока я жив, пока я митрополит — я буду восстанавливать церкви и храмы, добьюсь, чтобы все они были восстановлены, как и великолепные традиции страны. Тогда метеориты не будут падать на наши земли.

- Владыка, согласно новым законам, представители церкви имеют право участвовать в политической жизни страны, в губернаторских и муниципальных выборах. Воспользуетесь ли Вы этим правом?

- Церковь — вне политики. С другой стороны, нашим прихожанам никто не запрещает участвовать в политической жизни. Единственное, могу сказать, что позиция православия — это созидание, а не разрушение.

- Если церковь против разрушения, то как она относится к экстремизму?
- Это один из самых болезненных вопросов. Я лично перенес Беслан, Нальчик. Сам был на грани жизни и смерти... Что это такое — не нужно распространятся. Экстремизм — путь к терроризму и хаосу. В России экстремизма не должно быть. Разумный подход к проблемам, последовательное их решение — путь к миру. И надо четко разделять то, что и близко не может быть экстремизмом, и то, что, действительно, им является. Нужно признать и то, что общество в какой-то степени само провоцирует экстремизм. Открытая пропаганда вседозволенности, разврата, порока — питательная среда для экстремизма. Лжепророки тут же берут на вооружение людские грехи и начинают, якобы, бороться против них. Значит, надо бороться не только с экстремизмом, но и с тем, что создает его, с его питательной средой. Бороться здравым смыслом, добром, верой.

- Большое спасибо, владыка, за ваши обстоятельные ответы!



Родился Митрополит Феофан 21 мая 1947 года в городе Дмитрове Курской области, в крестьянской семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской Армии. В 1976 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учения Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при Московской духовной академии. Неоднократно был в зарубежных командировках (Израиль, Египет, Сирия, Южная Америка), занимал должность заместителя председателя Отдела внешних церковных связей.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 октября 2000 г. назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру. В 2003-2011 годах служил на Северном Кавказе, занимал ставропольскую кафедру.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 12) назначен на челябинскую кафедру. 26 июля 2012 Священный Синод назначил архиепископа Феофана руководителем вновь образованной Челябинской митрополии. Исполняя это решение, 1 августа 2012 года Патриарх Кирилл возвёл его в сан митрополита.