Космонавты Гречко и Сураев встретились с челябинскими детьми

17.01.2011 17:11
Автор: Ольга СУКИНОВА
Вручение премии «Светлое прошлое» позволило встретиться с интересными людьми не только взрослым, но и детям. Космонавты Георгий Гречко и Максим Сураев (уроженец Челябинска) побывали во Дворце пионеров и школьников и рассказали ребятам, что нет ничего зазорного в страхе, что ощущение невесомости очень комфортное и как полезно быть отличником в школе.
Космонавты Гречко и Сураев встретились с челябинскими детьми*

Вручение премии «Светлое прошлое» позволило встретиться с интересными людьми не только взрослым, но и детям. Космонавты Георгий Гречко и Максим Сураев (уроженец Челябинска) побывали во Дворце пионеров и школьников и рассказали ребятам, что нет ничего зазорного в страхе, что ощущение невесомости очень комфортное и как полезно быть отличником в школе.

– Наш дворец с 1963 года дружит с отрядом космонавтов, – рассказал нашему корреспонденту директор учреждения Иван Иоголевич. – Дети переписывались с Юрием Гагариным, сюда приезжали космонавты Леонов, Севостьянов, Рукавишников. У нас есть и астрономический кружок, а сейчас совместно с аэрокосмическим факультетом ЮурГУ воссоздаем школу юного пилота и школу юного космонавта.

– Не было отбоя от желающих побывать на встрече с космонавтами, – отмечает руководитель клуба любителей астрономии «Апекс» Наталья Папулова. – У нас в клубе занимаются около 180 человек, набор был в сентябре, но интересующиеся космосом дети приходят до сих пор. Мы с ребятами подготовили вопросы гостям, хочется получить ответы из первых уст.

Детей действительно было много – театральный корпус ДПиШ с трудом вместил всех желающих посмотреть на настоящих космонавтов. Многие пришли с фотографиями, в надежде получить автограф. Встреча, к сожалению, длилась всего около часа – гостям нужно было готовиться к вечерней церемонии вручения премии. Однако за это время Гречко и Сураев рассказали много интересного.

Оказывается, даже такие герои испытывают страх.

– Если вам кто-то из космонавтов скажет вам, что он не боялс,я когда выходил в открытый космос или когда спускался на Землю, то это вранье, – убежден Максим Сураев. – Есть животный страх, когда человек цепенеет и ничего не может сделать, а есть страх преодолимый, который заставляет сконцентрироваться. И в отряде космонавтов учат, как в опасной ситуации перебороть себя и отработать правильно.

Георгий Михайлович рассказа в свою очередь о самом страшном случае в его карьере пилота:

– При посадке у нас подошло время для раскрытия парашюта, а не раскрылся ни он, ни запасной. Стало ясно, что жить осталось несколько минут. Было такое оцепенение, что ни рукой пошевелить. Но я себе сказал: «Ты космонавт-испытатель, значит, что бы ни случилось, должен выполнять свой долг». И я преодолел этот страх, чем горжусь, и стал передавать на Землю параметры различных систем корабля. В это время удар – раскрылся парашют. После полета оказалось, что мне неправильно сообщили время раскрытия парашюта. Я сказал ребятам из Центра управления полетами: «Вы постарайтесь точно сообщать информацию – вам хвостик цифре не туда загнуть, а у меня седые волосы».

Конечно, одним из первых детских вопросов был об ощущениях в невесомости.

– Невесомость встречает жестко, – поделился воспоминаниями Георгий Гречко. – Тут как повезет. У меня, слава богу, не было тошноты, рвоты. Было ощущение, что ты повис вниз головой. Кровь прилила к голове (на Земле под действием силы тяжести кровь распределяется равномерно).

– Очень интересное ощущение, – улыбается его молодой коллега, – правда, к нему не каждый привыкает. В нашем экипаже был японец Соити Ногути – так он целый месяц ничего есть не мог. Удивительно комфортное чувство – когда не надо ног, не надо рук, достаточно одного пальца, и ты слегка оттолкнувшись, можешь улететь, куда тебе надо. Нет никакой разницы, где уснуть – на потолке, на стенке, вниз головой. Зато первое ощущение после посадки – руки очень тяжелые. Я прочувствовал все свои внутренности, оказалось, что они тоже имеют свой вес.

Однако самое главное, что пожелали ребятишкам гости из космоса – хорошо учиться. Георгий Гречко рассказал, что учился на одни пятерки в школе и институте. И это ему очень помогло: «В звездном городке мы сдавали более сотни экзаменов. И дальше все очень просто: получил пятерку – летишь в космос, четверку — дублер, тройку — выгоняют».