Контент духовности современного человека

20.05.2009 00:00
Автор: Кирилл Белоусов
C 14 по 15 мая в нашем городе проходила всероссийская научно-практическая конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России в условиях глобального финансового кризиса». О первом дне конференции было рассказано в публикации «Духовность – это императив развития».
Контент духовности современного человека*
не наше

C 14 по 15 мая в нашем городе проходила всероссийская научно-практическая конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России в условиях глобального финансового кризиса». О первом дне конференции было рассказано в публикации «Духовность – это императив развития». 

Второй день конференции проходил в ЧелГУ (ул. Молодогвардейцев 70-б, аудитория 218) и был посвящен работе двух секций – «Государственно-конфессиональные отношения как фактор обеспечения национальной безопасности», и «Политические и социальные коммуникации как факторы обеспечения национальной безопасности». 

На секции политических и социальных коммуникаций были обнародованы доклады «Семья и патриотизм», Александра Тараданова, завкафедрой социологии ЧелГУ, «Духовные аспекты национальной безопасности или отголоски затянувшихся интернет-споров» Игоря Сибирякова, завкафедрой истории России ЮУрГУ, «Ценностные основания легитимации политической власти в современной России», Андрея Уфимцева, старшего преподавателя политических наук и связей с общественностью ЧелГУ, «Национальная безопасность РФ и языковая политика государства», Букбулата Фаткуллина, доцента кафедры восточных и романо-германских языков ЧелГУ, «Корпоративная структура вуза как составляющая духовного воспитания студентов, Дмитрия Филлипова, начальника управления по связям с общественностью ЧелГУ, «Агрессивность информационного воздействия: проблемы выявления и степень выраженности», Андрея Пасса, завкафедрой политических наук и PR ЧелГУ, о влиянии безработицы на нравственное развитие человеческой личности, Лиры Шипович, соискателя кафедры экономики отраслей и рынков ЧелГУ, «Гармонизация межнациональных отношений в образовательной политики РФ», Рината Кусарбаева, доцента кафедры делового иностранного языка ЧелГУ, «Человеческий капитал как фактор национальной безопасности в условиях вхождения регионов России в геоэкономическое пространство», Галимы Галиуллиной, доктора философских наук, профессора кафедры мировой и региональной экономики ЧелГУ. 

На второй секции – секции государственно-конфессиональных отношений выступили члены экспертного сообщества религиоведения и представители религиозных организаций – Ольга Васильева, завкафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии госслужбы, Андрей Конюченко, профессор кафедры дореволюционной истории России ЧелГУ, Павел Уваров, доцент ЧГПУ, Ирина Морозова, кандидат культурологи, доцент ЧГАКИ, Илья Аносов, председатель Комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области, Татьяна Чумаченко, доцент кафедры политических наук и PR, протоиерей Игорь Шестаков, настоятель храма Святой Троицы города Челябинска, Рауфан-хазрат Гафаров, имам мечети Исмагила города Челябинска. 

Павел Уваров рассказал аудитории о контенте духовности современного человека:
- Что мы, современные люди, понимаем под духовностью? В гуманитаристике существует несколько подходов к пониманию проблемы.

Атрибутивный подход подразумевает то, что духовность – это формальная образованность и эрудиция, функция, элемент, определяющий понимание человеком окружающего мира.
На самом деле, только когда наличествует приоритет идеально-культурного над материально-природным, можно считать человека духовно развитым. Основа цивилизации слабо отличается от основ животного мира. Для многих жизнь - это самоценный процесс с точки зрения науки. Принцип «жить, чтобы жить» одинаков и для животных, и для людей-материалистов. Но у человека, согласно трудам Винча и Маркса, отсутствует инстинктивная система деятельности.


- Люди задумываются о смысле жизни: мир хаотичен или он имеет центр, Бога?

- Во всех религиях мира смысл существования слабо связан с земной реальностью. Цель существования – богоприближение. Новоевропейское общество выстроило цивилизацию, отринувшую высшее начало, а затем ставшую отрицать его. Стремление к самореализации делает нас центром, а мир – ресурсом, что противоречит духовности. Человек использует весь мир, людей и знания для автомизации собственной личности. Следовательно, от количества знаний духовность не зависит. Отсутствие культуры становится сильной стороной, а ее наличие – слабой. «На глобальном рынке мораль обуза, поэтому беспринципные люди в капиталистической системе оказываются впереди всех», - сказал, кто бы вы думали – Джордж Сорос. Итак, современная духовность – духовность секулярного человека. Как мы видим, только религиозная духовность может определять поведение человека. Другой духовности нет и быть не может, безаппеляционно завершил свой доклад Павел Борисович.

Ирина Морозова прочитала интереснейший доклад «Православная культура в структуре духовно-нравственного наследия России: история, актуальные аспекты проблемы»:

- В мире свыше пятисот определений культуры. Наше общество в течение нескольких лет существует в формате плюрализма. Понятие культа, находящегося вне культуры, превратно. В западной культуре, например, нет религиозного аспекта. Кроме европейской культуры существуют советская культура (ничего в истории не пропадает зря), традиционная культура. Наша православная Россия развивалась под влиянием католичества и протестантизма, но сохранила свою идентичность. «Православие – источник позитивной духовной динамики», - писал Николай Бердяев. К сожалению, в наши дни люди после перерыва православной традиции воспринимают новые ценности – и становятся малосведущими неофитами. Но еще хуже, если идет процесс дегуманизации, разрушения культуры. Тогда религия позитивный фактор, даже по мнению большинства секулярных философов. 

Также на конференции были высказаны мысли:

- Человек – сложнейшая система, биосоциальное существо, поднимаемое духовностью к нравственным вершинам бытия. Очень жаль, что в сфере образования немногие сознают это: в наших дисциплинах не дается религиозная точка зрения. 

- Необходим контроль соответствующих институций в городе и регионе для остановления нравственной деструкции общества.

Отец Игорь Шестаков изложил церковную позицию по вопросу просвещения молодежи в религиозном отношении:

- Каждый человек – это носитель религиозной модели. Запад не бездуховный мир. В любой кризис люди теряют веру. Пять миллионов старообрядцев, вытолкнутых из социума, стали основой русского капитализма.

 Поэтому, для стабильности, необходимо духовное образование. Священник должен нести позитивистский опыт. Сумма знаний, преподаваемых в духовных школах и семинариях часто вызывает конфликт. При преподавания теологии гуманитарии ждут от священника общего мнения Церкви. Требуется просвещать, защищать народ от сект, спекулирующих верой или мимикрирующих под Православие.

Как ни странно, естественники признают Ветхозаветный потоп, а гуманитарии – нет. Просвещение необходимо, но истину могут услышать приблизительно три процента верующих людей: нет меня, но есть Христос; не я живу, но живет во мне Христос. Понятие толерантности предельно секулярно. Перед Господом все равны – нет пред ним ни эллина, ни иудея. Мы не ставим цель клерикализации студенчества, церковь хочет просвещать. К тому же, самообразование в духовной сфере не всегда дает нужные плоды. В 20 регионах России преподается курс основ православной культуры, в прочих регионах – ислам. Отсутствие же свободы выбора порождает незнание.

Наталье Солодовник, ведущей передачи «Спаси и сохрани» (радио «Южный Урал») удалось предельно конкретизировать суть проблем, рассматриваемых на конференции, на примере собственной программы:

- Большинство населения России православное. Нас заставляют забыть о наших исторических корнях Главный наш враг – вовсе не Америка, а сам дьявол. Мы должны бороться сражаться за нашу культуру. 

Одно дело – топорик в руках Серафима Саровского, совсем другое – в руках Родиона Раскольникова. Необходимо поддерживать межконфессиональный мир. Создатель у нас общий. СМИ должны бороться за нравственность. Я приглашаю всех желающих к сотрудничеству с нами. Программа «Спаси и сохрани» награждена медалью Андрея Первозванного, то есть она признана лучшей в России православной передачей. Но ее не финансируют. Я прошу нам помочь любым способом. Мой телефон – 794-54-36.

Илья Аносов завершил конференцию словами: С развитием капитализма жизнь не не рационализируется, потому как культура иррациональна. В проникнутых протестантской этикой местах человек становится объектом производства. Не имеет собственной воли. Становится амебой. Для совершения этого необходима иная религиозность – выхолощенная. Поэтому мы должны сохранить наши традиции и религию. Духовность и веру нельзя укрепить законодательным указом свыше. Современный человек делает выбор в пользу жертвы не Богу, а материальному миру.

Вывод таков: национальная безопасность напрямую зависит от количества праведников в нашем обществе.

По итогам конференции будет принята резолюция и выпущен сборник докладов и статей, посвященных духовным аспектам национальной безопасности. Челябинцы могут предоставить свои статьи в сборник до 29 мая.