Как сэкономить 4 миллиарда

01.03.2017 11:32
Автор: Служба информации
О надвигающейся экологической катастрофе в Челябинской области заговорили только в конце 2016 года. Трещина в борту Березняковского карьера угрожала магистральному трубопроводу, который проходил в 20 метрах. В трубе – нефть, в карьере – золото, которое в случае распространения трещины имело все шансы стать чёрным в буквальном смысле, как и вся окружающая карьер земля, а регион получил бы ещё одну проблему.
Как сэкономить 4 миллиарда*
Кто крайний?

После сообщения в некоторых СМИ в карьер чередой потянулись журналисты и комиссии. Итогом приезда одной из них, под руководством губернатора, стала приостановка всех работ в карьере. Участники высокой делегации решили, что причиной возникновения трещины стали взрывные работы. Карьер встал, двести рабочих отправились на незапланированные каникулы с неясными перспективами. Накануне Нового года такая новость их вряд ли обрадовала.

А потом вокруг Березняков началось то, что в лихие девяностые смело назвали бы попыткой рейдерского захвата. Государственная корпорация поспешила обвинить в чрезвычайном происшествии ЮГК - частную компанию, которая занималась разработкой месторождения и перешла границы, посягнув практически на «святое» - трубу. Золотопромышленников обвинили во всех смертных грехах: взрывах в непосредственной близости от трубопровода, нарушением зоны минимально допустимого расстояния…

Факты

Между тем, в компании хранится пухлая папка с перепиской по поводу злополучного борта, и первые письма датированы ещё 2014 годом. В них ЮГК информировала «Транснефть» о том, что готова укрепить борт карьера за свой счёт, что проект работ прошёл экспертизу, и требуется только согласование владельца трубопровода. Тот, однако, отмалчивался. Наконец, 13 апреля 2015 года, как следует из другой официальной бумаги, Челябинским НУ «Транснефть-Урал» было выдано предупреждение о запрете каких-либо работ в охранной зоне трубопровода. В том же документе можно прочесть, что «… по предварительному заключению ЗАО «Маггеоэксперт», причиной деформации (обрушения) борта карьера является естественное разупрочнение рыхлых пород под воздействием поверхностных и грунтовых вод, которые скапливаются в данном месте в силу особенности рельефа севернее карьера и аварии в населённом пункте Депутатский в результате обильных дождей, приведшая к прорыву дамбы поселкового водохранилища…». О ЧП с дамбой сообщили и администрации Еткульского района, и начальнику Челябинского НУ Альберту Набиеву. Получается, «Транснефть» ещё два года назад знавшая, что с бортом «что-то не так», всё это время ничего не предпринимала, ссылаясь на запрет? Трещина, которой не было дела до всех этих бумажных баталий, росла. И общественность была не в курсе.

Впрочем, если бы не просочившаяся в СМИ информация, то об этом бы, наверное, продолжали молчать до сих пор. К концу 2016 года, исчерпав бюрократическое терпение, ЮГК перевела вопрос в другую плоскость. О трещине стало известно.

Человеческий фактор

В ответ госкорпорация выдала новую порцию «компромата». Во-первых, выставила счёт за перенос трубопровода. Сначала это стоило около двух миллиардов, затем аппетиты возросли, и сумма выросла в два с лишним раза, до 4,6 миллиардов. Платить, естественно, должен был «крайний» - ЮГК. Компания честно призналась: такие траты заставят вывернуть карманы, после чего дальнейшая разработка месторождения, да и вообще все остальные проекты, которые ЮГК развивает в Челябинской области, будут свёрнуты. К отправленным в простой рабочим Березняков могут присоединиться ещё около восьми тысяч человек – персонал всех предприятий компании. Только для них это будет уже не временный перерыв в работе, а полное высвобождение и переход в статус безработных. Если прибавить к этим тысячам многочисленных смежников, семьи, получится немаленькая цифра. Люди переживают, и их можно понять. В маленьких городах типа Пласта и Еткуля градообразующее предприятие – то, на чём держится вся жизнь. Это не только работа и зарплата (достойная порой даже по меркам областного центра), но бесконечные ремонты школ и детских садов, покупка оборудования в больницы и амбулатории, праздники, поддержка ветеранов и много что ещё. Без такой подпитки скудные местные бюджеты не осилили и десятой доли трат. Умрёт предприятие – город превратится в призрак, и подобных примеров в стране достаточно, а президент с ручным управлением везде не успеет.

Забеспокоились и китайские партнёры, которые вложили около 40 миллионов долларов в строительство золотоизвлекательной фабрики. Пуск первой очереди предприятия областные власти в своё время назвали одним из крупнейших инвестпроектов. При существующем раскладе он «завис», и перспектива пока неясна. Свою озабоченность генеральный директор компании ALFAGROUP Сы Фан выразил в письме, направленном в адрес губернатора Челябинской области.

«Туз» в рукаве

После небольшой паузы «Транснефть» решила «освежить» информационное поле. Публике предложили новую порцию горячих новостей. Так, например, стало известно, что ЮГК хочет продолжать взрывы поблизости от нефтепровода и что основное месторождение будто бы вообще находится прямо под трубой, и компания (конечно же!) намерена копать и там. «Чем чудовищнее ложь, тем скорее в неё поверят», - говорил один политический деятель.

Рассказывая такие подробности, «Транснефть» почему-то упускает одну деталь: по планам корпорации реконструкция и перенос проблемного участка трубопровода намечена на 2019 год. То есть, трубы у карьера так и так не было бы. Только делать всё это пришлось бы за собственные средства. А тут подвернулся случай сэкономить. Какой эффективный менеджер им не воспользуется?

Серый кардинал

Эту роль некоторые СМИ, направляемые щедрой рукой, единогласно приписал Константину Струкову. Кому же ещё? Ведь это его предприятия чуть не устроили нефтяной потоп, а разрез – так вообще филиал ада на земле, травит весь Челябинск и не только. «За кадром» остаётся то, что именно Струков когда-то по просьбе губернатора Сумина вытащил из глубокого кризиса «Челябинскуголь». Команда Струкова спасла четыре города, у которых были все шансы стать призраками похлеще Детройта. Это, кстати, признано и отмечено наградами различного уровня. О своих проблемах и ЧУК, и ЮГК сегодня говорят открыто и также открыто ищут пути их решения, не декорируя всё это лозунгами типа «За всё хорошее, против всего плохого».

Кстати, Струков инвестирует в экономику области, и здесь же платит налоги. Хотя будет ли продолжать – вопрос. Объявленный курс на «облизывание» инвесторов пока расходится с реалиями. И то, что восемь тысяч человек вот-вот останутся без работы, похоже, никого не волнует.