Поиск

История может повториться

31.01.2012 15:01
Автор: Беседовал Валерий ДЫМОВ
Не один раз приходилось слышать, что в России исторически не прижилась модель эволюционного развития. Каждый раз, накануне общенациональных выборов, возникает «судьбоносный вопрос»: что будет с Россией? И как ответ слышится вздох: увы, история нас ничему не учит. Но, собственно говоря, почему? Что такое, к примеру, 100 лет в истории конкретной семьи?
История может повториться*

Не один раз приходилось слышать, что в России исторически не прижилась модель эволюционного развития. Каждый раз, накануне общенациональных выборов, возникает «судьбоносный вопрос»: что будет с Россией? И как ответ слышится вздох: увы, история нас ничему не учит. Но, собственно говоря, почему? Что такое, к примеру, 100 лет в истории конкретной семьи? Это временной отрезок, в который умещается жизнь четырех поколений. Условно говоря, наши  родители родились при Сталине/Хрущеве и в молодости лично знали людей, для которых современниками были Ленин и Николай II. Историческая память, таким образом, должна оберегать нас от ошибок, допущенных нашими ближайшими предками. Так ли это, задали мы вопрос директору центра историко-культурного наследия г. Челябинска Дмитрию СЕМЕНОВУ.

- Для начала предлагаю мысленно совершить небольшой экскурс в историю России – на столетие назад. К 1912 году Россия прочно укрепилась среди мировых держав. Хотя совсем недавно потерпела поражение в войне с Японией. Но за шесть лет были модернизированы армия, промышленность, транспорт и – что особенно важно – политическая система. Россия к тому времени имела парламент, независимую судебную систему, вполне самостоятельные органы территориального и местного самоуправления, политические партии и профессиональные союзы.

- То есть, историческая параллель с сегодняшней Россией налицо?

- Судите сами. Далее смотрим экономику. Благодаря реформам Витте укрепилась национальная валюта и банковская система, активно развивался акционерный капитал, в экономику мощной рекой текли национальные и зарубежные инвестиции. Столыпинская реформа, вопреки расхожим суждениям, не разрушила крестьянскую общину, но создала условия для деятельности прогрессивных хозяев, которых сейчас назвали бы предпринимателями и фермерами.
Колоссально вырос авторитет России в мире. В 1912-13 гг. Россия вышла на 2-ое место по добыче нефти, на 4-ое – по развитию машиностроения, на 5-ое – по добыче угля, железной руды, выплавке стали. В городах и многих селах обычным явлением стал не только телеграф, но и телефон, электричество, механические машины; в разы стала доступней медицина; железнодорожные перевозки практически вытеснили гужевой транспорт и значительно потеснили торговое судоходство.

- Но те же Англия и Германия пережили промышленный переворот полувеком раньше. Они все равно были впереди нас?

- Да, но они испытывали колоссальную потребность в природных ресурсах. Их имела только Россия и уже начала активно вовлекать в хозяйственный оборот. Многие зарубежные политики и ученые тогда склонялись к мысли, что если Россия будет развиваться такими темпами, то к 1930 году она станет сверхдержавой. Этого боялись традиционные мировые «гегемоны» и их более молодой партнер -  США. Конкурировать в сфере экономики долго и затратно, поэтому Россия была втянута в затяжную войну, а параллельно извне «подогревалась» внутриполитическая ситуация.

- То есть, у Первой мировой войны была не только экономическая, но и политическая причина?

- И обе равновеликие! Наши союзники по Антанте, с одной стороны, требовали новых людских сил для борьбы с Германией и Австро-Венгрией, а с другой боялись победы и нового усиления России. К 1916 году сложилась опасная ситуация: линия Западного фронта вплотную приблизилась к Минску и Риге; германский флот планировал одним ударом прорваться к Кронштадту; турецкий генштаб планировал захватить бакинские нефтепромыслы. А в это время в тылу петроградские либералы требовали отмены военной цензуры, выборности офицеров, всеобщих выборов и формируемого Госдумой правительства. В этом им активно помогали тогдашние «левые» - большевики, социалисты-революционеры, анархисты. Страну залихорадило, начали обесцениваться деньги, возник дефицит продуктов, за ним – голодные демонстрации и бунты в резервных армейских частях. Все закончилось двумя революциями, поражением в Первой  войне и четырехлетней Гражданской войной, унесшей жизни, по разным оценкам, не менее 10 миллионов человек.

- Напрашивается еще одна историческая параллель…

- Все это сильно напоминает уже наши дни, когда усиление России мешает планам западных держав продолжать передел мировых природных ресурсов. Идеальный вариант – ослабить Россию через обострение внутренних противоречий, разыграть национальную карту, посеять социальную рознь и привести к власти зависимого от Запада президента. Для этого есть и свои большевики, и свои либералы, чья разница идеологий не мешает им смыкаться для достижения минутных целей. История вновь повторяется в виде фарса – нельзя допустить, чтобы он обернулся большой трагедией.