Этот праздник есть во всех календарях – и в светских, и в духовных

29.05.2009 00:00
Автор: Кирилл Белоусов
22 мая в Челябинске в Академии культуры и искусств открылся VII Славянский научный Собор «Урал. Православие. Культура». Он был приурочен к Дню Славянской письменности и культуры, а также к православному празднику – Дню равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Этот праздник есть во всех календарях – и в светских, и в духовных*
не наше


22 мая в Челябинске в Академии культуры и искусств открылся VII Славянский научный Собор «Урал. Православие. Культура». Он был приурочен к Дню Славянской письменности и культуры, а также к православному празднику – Дню равноапостольных Кирилла и Мефодия. В рамках Собора были проведены: Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура России: православное наследие», конкурс творческих работ «В начале было слово: от Древней Руси к Современной России», Фестиваль хоровой духовной музыки.

Более 140 человек приняли участие в подготовке конференции: представители Челябинской и Златоустовской епархии, университетов, городской и областной администраций, общественная организация Русский культурный центр и многие другие.

Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов благословил VII Славянский научный Собор: 
- Поздравляю Вас с днем памяти святителя Николая Чудотворца. Сегодня я совершал Божественную Литургию в храме святителя Николая Чудотворца. В эти дни вся Церковь ликует и славит воскресшего Господа Иисуса Христа. Мы также торжественно проводим дни памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, что и является причиной нашего собрания. Урал занимал, занимает и будет занимать важнейшее место в общероссийской культуре.

Кирилл и Мефодий – исполнители воли Божией, благовествовавшие язычникам, создавшие русскую азбуку. Начало письменности – особая веха в истории каждого народа. Сейчас светоч, зажженный Солунскими братьями, светит всем славянским народам. Сегодня нам необходимо оценить настоящее, чтобы не вернуть ошибки прошлого.

Губернатор Челябинской области Петр Сумин передал участникам конференции свое вступительное слово: «Конференция посвящена очень важной теме – теме славянской письменности и культуры. Построить сильное государство можно лишь с опорой на пласт духовно нравственной культуры. Желаю успеха в благом деле укрепления ее основ».

Глава города Челябинска Михаил Юревич также передал несколько добрых слов участникам Славянского Собора: «Идея празднования родилась через 1100 лет после кончины святых Кирилла и Мефодия. Их роль в создании славянских государств очень велика. До сих пор мы пожинаем то, что было посеяно нашими духовными учителями, почерпнувшими свои знания и веру от великих просветителей Кирилла и Мефодия». 

Руководитель Русского культурного центра и один из организаторов челябинского Кирилло-Мефодиевского общества Петр Акимов поприветствовал участников конференции: 
- Подвиг братьев Солунских вне времени. Он был актуален и в год Крещения Руси, он актуален и сейчас. Сегодня перед нами встают вопросы: как жить и как передать славянскую культуру молодежи. Итак, по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского Иова мы создали Кирилло-Мефодиевское общество. 28 мая, в праздник Вознесения Господня в Свято-Троицком храме пройдет молебен о начале деятельности нашей организации. 

Челябинская епархия и Управление по делам образования наградили участников конкурса «В Начале было слово: от Древней Руси к Современной России» памятными грамотами, дипломами и книгами Владимира Садырина «Зеркала души». В конкурсе участвовали не только ученики обычных городских школ, но и ребята из Челябинской Православной гимназии, во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.

Доцент ЧГАКИ Алексей Терехов прочел замечательный доклад о духовных традициях в российской истории:
- Святая Русь не исчезла, она вечна и победоносна. Пережив зиму, она вновь возродится. В отечественном понимании Святая Русь – жертвенное служение православным идеалам, стяжание Духа Святаго. Эта идея сделала русских новым богоизбранным народом. В то светлое время благочестивые князья перед смертью принимали святую схиму (авт. - монашеский сан). В их числе были Даниил Московский, Иван Калита, Василий III, Александр Невский, Борис Годунов. Даже Иван Грозный просил благословения игумена на принятие монашеского сана.

Государственные деятели обращались к духовным подвижникам России. Александр I советовался с Серафимом Саровским. Николай I преклонялся перед авторитетом Игнатия Брянчанинова. Александр III был духовным учеником Иоанна Кронштадтского. 

Перед каждым сражением служились молебны, войска шли в бой под хоругвями с изображением лика Христа. Во время Чудской битвы небесное воинство помогало Александру Невскому. В русском представлении победа обязательно должна быть духовной. Так и было – на поле Куликовом, под Полтавой, Плевной, Берлином. 

Наших предков сопровождало заступничество и милость Божией Матери. Недаром же наши предки нарекли Русь домом Пресвятой Богородицы, реку Угру – поясом Девы Марии, оградившим нашу Родину от монголо-татар. Даже Красная площадь с ее историей и храмами – это аналог небесного престола.  


Доцент ЧГПУ Сергей Логиновский рассказал аудитории о социальной мысли отцов Церкви, о современной безбожной социологии. Также он опроверг современную теорию замены христианства на социализм или подобную систему («капитализм с человеческим лицом»): «Равенство без Христа не меняет человека, поэтому социализм потерпел крах. К этому может привести и современная бесконтрольная погоня за потреблением ради потребления. Отцы Церкви предсказали эти сегодняшние тенденции за много веков до современных философов и аналитиков».
Искусствовед Челябинского областного краеведческого музея Галия Малоушкина выделила религиозные тенденции в современном искусстве: «В настоящее время идет повсеместное возрождение фольклорных традиций и иконописи. Появились тенденции натуралистические, то есть обращенные к внешним чувствам, не включающие в себя всю полноту веры; начетнические, использующие религиозный мотив ради следования духу моды; православные. Я призываю к проведению фестивалей религиозного искусства: время уже пришло».


Настоятель Свято-Троицкого храма, руководитель Отдела по работе с молодежью Челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков высказал оригинальную точку зрения на традиции Православия в современной национальной идее: 
- Россия выходит из лабиринта кризиса, сохраняя свой особый путь, оставаясь не подчиненной протестантским рантье, ищущим одного лишь профита (авт. - profit – выгода). Наша национальная идея – сохранение Третьего Рима и Ортодоксии (авт. - византийского Православия). Восстановление имперского пространства. Но мы не должны пасть до Синодального периода, времени, когда Церковь была подобна Министерству по делам верующих, помогающему и оправдывающему реваншизм.
Церковь не нуждается в походе во власть. Имперский дух – это не экспансия и тоталитаризм, а следование воле Божьей. Мы должны противостоять Западу, клевещущему на заветы имперского строительства. Европейцы говорят, что мы идем к моноконфессионализму, национализму, но это противоречит Православию и всей нашей истории.


Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Челябинской епархии иерей Евгений Побирченко
отобразил спектр проблем, возникших между Церковью и высшей школой:
- Сегодня – время получения ответов на извечные вопросы, время возрождения забытых ценностей. К несчастью, образование является одной из самых консервативных сфер общественной жизни. Каждый священник, входящий в учреждение образование воспринимается как агрессор и растлитель юных умов. Но наметилась благостная тенденция – введение нового предмета «Духовно-нравственная культура». В рамках курса ДНК можно будет выбрать программу обучения – Основы православной культуры, Основы исламской культуры, этикет.

К слову, работникам сферы образования нечего опасаться – за много лет работы с вузами Церковь доказала, что гасит межнациональные и бытовые конфликты, облагораживает прихожан-студентов как элемент свободного гражданского общества.

Университетские храмы, например, налаживают межфакультетские связи, улучшают морально-нравственное состояние студенчества. Сейчас в стране 70 церквей при вузах. Важнейшим фактором появления храма остается воля профессоров и студентов. Ведь университет это не только место получения знаний, но и духовное братство. Я верю, что проблема решится, и такие храмы возникнут и в нашей епархии.


Директор Челябинской Православной гимназии, во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца иерей Алексей Егоров рассказал об образовании и воспитании детей в православных школах и гимназиях:
- Возникла насущная потребность возрождения духовно-нравственного воспитания через создания сети православных образовательных учреждений. Год назад мы инициировали введение ДНК. РПЦ использует свой тысячелетний опыт для воспитания детей. К сожалению, пока новый государственный образовательный стандарт не готов. Хотя на территории страны действуют 170 православных школ, но еще остаются регионы не имеющие ни одной школы такого типа. Наше дело, требующее приложения колоссальных усилий было бы невозможно без помощи Божией. Из-за отделения Церкви от государства православные образовательные учреждения оставлены практически без государственного финансирования, лишь изредка им помогают меценаты. Основная часть сегодняшних образовательных программ пропагандирует атеизм. Поэтому создание православной школы – огромный труд, граничащий с подвигом. 

Сейчас мы занимаемся разработкой механизма интеграции светского и православного образования: уже разработаны дидактические комплексы по Основам православной культуры, Основам православного этикета. Подготовлены маршруты паломнических поездок. Развивается модель преподавания иностранных языков – русского, церковнославянского, английского с православным компонентом. 

Хочу выразить особую благодарность педагогам – Людмиле Коротаевой, Галине Хорошуновой, благодаря которым мы далеко продвинулись вперед в области преподавания языков в нашей гимназии. Галина Николаевна и Людмила Петровна занимаются с ребятами проектными работами, включающими в себя православный компонент, лингвострановедением, исследованием мотивациями учащихся, факультативами, планируют создание литературного клуба, проведение аудирования и полномасштабное изучение детьми грамматики английского языка. В данный момент мы готовим введение второго иностранного языка (французского или немецкого) в старших классах. 
Родители учеников также учатся. Учатся создавать очаг любви в семье. Мы выпускаем для них листок воспитателя, гимназическую газету «Под парусом веры». Все желающие проводят летние каникулы в монастырях. Наши цели и задачи – это создание учебной мотивации (проблема практически совсем отпала), сознательное воцерковление учащихся, соборная молитва за все общество, изучение Закона Божьего. Словом, мы стараемся увидеть образ Христа в каждом нашем ученике.  


Конференция «Духовно-нравственная культура России: православное наследие» не ограничивалась одним пленарным заседанием – работали секции «Духовные основы исторического образования и героико-патриотического воспитания», «Проблемы формирования духовно-нравственного воспитания современной молодежи в деятельности общественных объединений», «Древнерусская письменность, русская словесность: проблемы и перспективы развития в современной культуре», «Духовная музыка РПЦ как средство нравственного и эстетического воспитания», круглый стол «Актуальные проблемы духовно-нравственной культуры и воспитания в работе современной библиотеки».