Поиск

Еще немного и спасать нам будет уже нечего

04.09.2012 10:08
Автор: Владимир Филичкин
Староверы они же представители Древлеправославной церкви в России, наверное, как никто другой заслуживают нашего уважения. Например, хотя бы за то, что, несмотря на жесточайшие гонения и церковников, и монархической власти и Советов бережно донесли до нас традиции древнерусского православия, веру и обычаи наших предков. Отказались исправлять тексты богослужебных книг, не отреклись от двуперстия.
Еще немного и спасать нам будет уже нечего*

Староверы они же представители Древлеправославной церкви в России, наверное, как никто другой заслуживают нашего уважения. Например, хотя бы за то, что, несмотря на жесточайшие гонения и церковников, и монархической власти и Советов бережно донесли до нас традиции древнерусского православия, веру и обычаи наших предков. Отказались исправлять тексты богослужебных книг, не отреклись от двуперстия. В XVII веке после смерти священников старого рукоположения старообрядцы стали официально именоваться древлеправославными христианами иже священства не приемлющими. Отвергнув священников нового поставления и оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами. Тем не менее, еще в XIX веке до трети русского населения все же были старообрядцами.

Считается, что именно старообрядцы во всей своей жизни стремились и стремятся осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство, и в этом отношении старообрядческий приход до сих пор является образцом христианской общины. Старообрядцы донесли до наших дней светлый идеал пастыря — отца прихода и молитвенника, и руководителя общественной совести. Для старообрядца приходской пастырь — непременно выборный. И это действительно свеча, поставленная перед престолом Божиим.

В результате массовых репрессий против старообрядцев в 1930-х годах были закрыты все монастыри, многие области, прежде считавшиеся старообрядческими, лишились всех действующих храмов, было арестовано и расстреляно подавляющее большинство священнослужителей. При закрытии храмов и монастырей производилась тотальная конфискация икон, утвари, колоколов, облачений, книг, было уничтожено немало библиотек и архивов. Место уничтоженных мужчин-проповедников обычно тут же занимали наиболее подготовленные и жертвенные женщины….

11 марта 1930 года Президиум Челябинского городского Совета постановил: «Учитывая категорические требования избирателей и неорганизованного населения в количестве 37 000 человек о закрытии церквей в связи с острым жилищным кризисом, - существующие договоры на использование храмами – расторгнуть и передать таковые для использования под государственные нужды». Так в здании Челябинской Поморской общины разместилось рабочее общежитие. Поэтому с 1930 по 1940-е годы Челябинской общиной конспиративно руководила некая Т.П. Имотина. Долгое время челябинские прихожане староверы тайно небольшими группами собирались на самых разных квартирах, чтобы с ее напутственным словом отстаивать «древлее благолепие».

Мало кто знает, что к основанию казачьей крепости Челябы напрямую причастны казаки-староверы. Именно переселенческие волны старообрядцев 30-40-х годов 18 века наполнили Исетскую провинцию (ныне Челябинскую и частично Курганскую область) качественным людским материалом для создания укрепленных восточных рубежей России. В отчете Оренбургской губернии по части полиции исправительной тогда прямо говорилось: «Казаки Войска Уральского все вообще с женами и детьми суть старообрядцы…».

Только 40 лет назад, после трехсотлетнего гонения, на Соборе Русской православной церкви в 1971 году была снята анафема со старообрядцев. Клятвы были признаны яко не бывшие, а старые обряды провозглашены спасительными и равночестными новым. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на архиерейском соборе РПЦ в октябре 2004 года прямо заявил, что «старообрядчество – исконная ветвь русского Православия».

Челябинская старообрядческая Поморская община была зарегистрирована Управлением юстиции администрации Челябинской области восьмого апреля 1993 года, как «социально значимая и социально ориентированная общественная организация. Есть у Челябинской общины свой молитвенный домик в Советском районе Челябинска. Да вот беда рядом с этой избушкой многие годы находится аварийный водовод. От повышенной влажности молельный дом староверов обветшал и нуждается в неотложном капитальном ремонте. Образовались сквозные трещины и щели. Рушится пол и потолок. Все это сопровождают непременные спутники запустения: сырость, грибок и плесень. Полчища комаров, мокриц и двухвосток…

Даже воинствующие атеисты приходят в ужас от увиденного в молельном доме. Потому, что идет быстрый процесс планомерного уничтожения бесценных раритетов – уникальных икон 18-19 веков, богослужебных книг на церковно-словянском языке, возраст которых 300 и более лет, что приводит к безвозвратной потере огромного культурно-исторического пласта из жизни Южного Урала и России в целом. Уже десять лет не решается вопрос о создании дренажной системы поселка ограниченного улицами Сулимова, Тарасова, Волгоградская, капитального ремонта инженерных сетей. Руководитель Челябинской Поморской старообрядческой общины уже стал обладателем, наверное, самого полного на Южном Урале собрания всевозможных отписок.

Потеряв всякую надежду на власть, челябинские староверы просят малого. Хотя бы небольшой участок земли, на котором они своими силами могли бы возвести старообрядческий храм с обязательным музеем для размещения каждый день погибающих бесценных реликвий общины. Впрочем, может быть, известный ценитель прекрасного заместитель губернатора Вадим Евдокимов обратит на ужасную ситуацию с хранилищем древних раритетов свое внимание. Ему это воздастся сторицей. Не на этом свете, так на этом. Больше в Челябинске надеяться не на кого…