Поиск

Экологический агент внедрения

26.05.2010 00:00
Автор: Владислав Юдин, предприниматель, эколог-практик
Опустевшие небеса позволили между прочим доказать, что аэропорты – весьма серьезные виновники загрязнения атмосферы. Ученые воспользовались периодом запрета на авиаперелеты, вызванного опасностью вулканического пепла, чтобы впервые продемонстрировать, что аэропорты являются существенным источником загрязнения окружающей среды, пишет The Independent.
Экологический агент внедрения*
не наше

  Опустевшие небеса позволили между прочим доказать, что аэропорты – весьма серьезные виновники загрязнения атмосферы. Ученые воспользовались периодом запрета на авиаперелеты, вызванного опасностью вулканического пепла, чтобы впервые продемонстрировать, что аэропорты являются существенным источником загрязнения окружающей среды, пишет The Independent.

    Загрязнения рядом с британскими аэропортами Хитроу и Гэтвик значительно сократились в
первые три дня нелетного периода. В четверг, пятницу и субботу уровни двух загрязняющий
веществ - NO2 (диоксид азота) и NOx (общее обозначение окисей азота) - сократились практически до нуля. Такие азотные загрязнители усугубляют проблемы с дыханием у пожилых людей и пациентов с заболеваниями сердечнососудистой системы, а также под воздействием солнечного света могут превращаться в более вредное вещество - озон, вызывающий своего рода "смог" над городом, поясняют авторы статьи Майкл Маккарти и Фил Бушер.

    Исследование проводилось Беном Барратом и Гари Фуллером из Группы исследований окружающей среды в Королевском колледже в Лондоне. "Мы всегда были вполне уверены, что это "эффект аэропортов", но у нас никогда не было возможности доказать это, - поясняет Баррат. - Их закрытие позволило нам провести исследования, и мы получили убедительные доказательства, что это так и есть". Эффект работы Челябинского аэропорта пока еще только предстоит проверить. Но без сомнения, что по части загрязняющего эффекта мы, несомненно, переплюнем  и Хитроу и Гэтвик и Скипхолл…

Накачанные отечественным бензином современные иномарки иногда пишут на приборной панели: Pollution Fault. Это означает, что выбросы в окружающую среду превышают экологические нормы. Но иномарки, кряхтя, продолжают ехать по челябинским улица выплевывая в прохожих токсичный тетроэтилсвинец. Нашему автомобилю в Европе уже повсеместно зажигают красный свет. Хотя легкие европейца ничем не отличаются от легких россиянина.

    О наших легких, впрочем, тоже заботятся. На прошлой неделе руководитель Минприроды Трутнев поставил перед федеральными органами исполнительной власти задачу усилить контроль за состоянием окружающей среды. И предложил, чтобы расходы за новой системой мониторинга кроме государства нес и бизнес. Благородно и понятно. И за окружающей средой следить надо, и бизнес заставить раскошелиться на такое дело, вроде, не грех.

    Но тот, же Трутнев, главный в стране человек, отвечающий за охрану природы, является выразителем идеи экологического демпинга. То есть, намеренного занижения экологических требований. Не так давно он высказался в том духе, что если соблюдать все экологические нормы, то российскую экономику можно вообще прикрыть. Удивительно это слышать от человека, который вроде как официальный "зеленый", уполномоченный по правам природы.

    Но Трутнев, как чиновник, на самом деле лишь выражает те тенденции, которые мы наблюдаем в последние годы. Сроки введения ЕВРО-4 дважды переносились. В угоду всем известному отечественному производителю. Госкомпании также дважды перенесли сроки исполнения постановления правительства о 95%-ной утилизации нефтяного попутного газа. Прикрываясь заботой о людях, решаются проблемы ущербного бизнеса. А экология становится просто "пугалкой" для населения.

    Экология - это не ряженые, которые кошмарят бизнес. Не сутяги, готовые в союзе с рейдерами закрыть любое производство. Пора понять, что экология - это, прежде всего, конкуренция. За жизнь и за прибыль. Особенно для развитых стран. Там экологически опасное производство неконкурентоспособно. Там невозможно привлечь в такое производство инвестиции.

    Все крупнейшие мировые банки уже давно подписали так называемые "Принципы экватора", которые не позволяют инвестировать в экологически несостоятельные производства. Львиная доля рынка проектного финансирования (60-80% по разным данным) контролируется банками, которые привержены этим принципам. То есть можно утверждать, что в мире складывается модель, которая при помощи рыночных механизмов готова регулировать экологическое состояние мировой экономики.

    Мы льстим себе, утверждая, что Россия обречена, быть сырьевой экономикой и сырьевым придатком Запада. При нынешнем положении дел мы становимся и вовсе бесперспективной, бездарной и обреченной экономикой. В скором времени инвестировать в нашу сырьевую отрасль возьмутся разве, что менее щепетильные азиаты. Я имею в виду, прежде всего, Китай. Но сможем ли мы долго пребывать в роли сырьевого придатка Востока, чувствуя себя хорошо? Большой вопрос. Китайская экономика ориентируется  на мировые стандарты и долго терпеть такого партнера тоже не станет. Все равно придется вложиться в экологию и, соответственно,
пересмотреть нормы прибыли.

    Возможно, я сгущаю краски. Но совершенно очевидно, что экологически безответственная экономика - обречена. Проблема не в том, что Россия стратегически развивается как страна "третьего мира". Она страна "третьего мира" повседневно. И дорожка тут одна – к экономической несостоятельности. Бизнес, который не занимается экологией, приговорен к вымиранию. Он вылетает с рынка.