Поиск

Дошкольная «перезагрузка»

09.10.2012 15:40
Автор: Сергей ТАРАН
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием назрела давно. За последнее десятилетие успели поменяться и концепция общего образования, и стандарты. Однако нестыковка между подготовкой в детском саду и программой обучения в первом классе осталась. Об этом шла речь на круглом столе в пресс-центре издательского дома «Гранада Пресс».
Дошкольная «перезагрузка»*

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием назрела давно. За последнее десятилетие успели поменяться и концепция общего образования, и стандарты. Однако нестыковка между подготовкой в детском саду и программой обучения в первом классе осталась. Об этом шла речь на круглом столе  в пресс-центре издательского дома «Гранада Пресс».

Центров, клубов и  агентств по подготовке детей к школе сегодня больше чем достаточно. Это и понятно: если есть спрос со стороны родителей, будут и предложения.  В бизнес-проекты «обучать и развивать» попали даже годовалые малыши. А насколько самому ребенку интересно учиться  после такой дошкольной подготовки?

По мнению и.о. начальника управления общего и специального образования регионального минобра Елены Тюриной, особых проблем с  дошкольным образованием нет.  Зато есть задачи, которые сегодня  нужно грамотно и поэтапно решать. С 1 сентября 2011 года все первоклассники страны перешли на федеральный государственный образовательный стандарт. В Челябинской области он был введен с опережением, в 2008 году.

- В дошкольном образовании ФГОС пока не принят,  - говорит Елена Тюрина. -Мы ждем законодательной инициативы. Что должен уметь дошкольник, выходя из детского сада, законом не прописано.

- Я не думаю, что нужно конкретизировать, что должен уметь дошкольник, приходя в 1-й класс, - вступает в беседу директор гимназии № 23 Наталья Запускалова. - Нам важно другое:  как ребенок учиться будет, насколько у него развито логическое внимание, память. Как он сможет адаптироваться в школьной обстановке. И когда говорят, что для лицеев и гимназий ребенка нужно специально образовывать, я бы с этим поспорила. Хочется оградить родителей от  желания обучать ребенка везде до школы. Это неправильно. До трех лет самое лучшее развитие ребенок может получить, несомненно, в семье. Это и есть та самая зона ближайшего развития, которая удовлетворяет все потребности ребенка. А далее это, конечно, детский сад. Здесь уже родители могут отдать ребенка в  какие–то развивающие центры. Лучше, если это будет один. Потому что всё-таки страдает психика ребенка, когда он загружен с утра и до позднего вечера. К сожалению, к пяти-шести  годам многим детям неинтересно заниматься на подготовительных курсах, потому что они просто устали.

По мнению Натальи Запускаловой, лучше, когда ребенок готовится непосредственно в стенах той школы, в которую он будет поступать. Тогда ему будет легче адаптироваться в новом коллективе.

Лишние знания?

Педагоги давно подметили: многие родители своего ребенка ассоциируют с сосудом, который непременно нужно заполнить сведениями чуть ли ни вселенского масштаба. И на детей обрушиваются потоки информации, которую они не в состоянии переварить. Дети попросту  не могут правильно распорядиться своими знаниями.

- Ребенок может знать названия 33-х видов динозавров, - говорит Наталья Запускалова, - но когда спрашиваешь его, кто такой карась, он впадает в ступор. А дома его называют ходячей энциклопедией. Сегодня школа столкнулась с тем, что около 60 процентов детей приходит в первый класс с минимальными мозговыми дисфункциями. Это не страшно, но в последствии обнаруживаются дисграфия, логопедические проблемы, повышенная утомляемость, низкая работоспособность или, у некоторых, гиперактивность, дефицит внимания и многое другое. Детей чрезмерно занимают в раннем возрасте. Не нужно из ребенка «лепить» сразу всё. Он разовьется сам, и школа ему в этом поможет.

Проблемы у первоклассников, по мнению директора монтессори-клуба «Выше радуги» Олеси Астафьевой,  в дошкольной подготовке. И на первом месте – социализация.

- Три недели дети учат, как звать соседа по парте, - рассказывает Олеся Вадимовна  о своем родительском опыте. - В большинстве семилетние дети не способны устанавливать какие-то социальные контакты. Учителю это мешает. Страдает мотивация к учебе. Дети перенасыщены знаниями, причем совершенно не нужными. Они приходят в школу и дальше начинают изучать то же самое, что и на курсах подготовки. Дети хотят получить статус школьника, хотят учиться, но их ждет разочарование.

А еще у первоклашек слабо развиты навыки самообслуживания. Они не могут собрать свои вещи, завязать шнурки, переодеться к уроку физкультуры. У них не получается сложить лист бумаги пополам. Хотя они научены писать и читать, но у первоклассников подчас не развита рука. Она слишком слаба, чтобы держать карандаш. 

- В первом классе начинают учить буквы и различать цвета, - продолжает разговор и.о. начальника управления общего и специального образования регионального минобра Елена Тюрина, - а ученик знает строение Солнечной системы. Это говорит о том, что ряд авторских программ перенасыщен знаниями. Поэтому федеральный стандарт должен  выравнивать эту ситуацию до конца. 

Назад, к домашнему обучению

Родители в погоне за лучшим образованием для детей порой идут на всё, но при этом свою ответственность перекладываем на школу.

- Действительно, многие родители, отдав ребенка в школу, сводят свою миссию  к проверке домашнего задания, - соглашается представитель родительского комитета лицея № 97 Вячеслав Козлов. - Но если говорить об образовательном процессе, родители не должны самоустраняться. Зачастую качество обучения в классе меряют по самому слабому звену. Не может ли здесь помочь семейное обучение?

- Вполне возможно начальную школу  перевести в формат семейного образования, - считает директор НОУ-СОШ «Эстет-центр» Александр Медзюта. - Причем, не обязательно массово. В семье детям привычно, но если уж родители берут на себя миссию обучать детей самостоятельно, они должны быть хорошо образованными.

- Сейчас все больше поступает обращений родителей, - добавляет Елена Тюрина, -  готовых организовать семейное обучение. Здесь не до конца решена проблема финансирования. Ведь родитель должен получать компенсацию. В принципе, законодательно эта норма закреплена, но механизмов передачи  денежных средств нет. Пока семейное образование не слишком распространено, но вопросы эти прорабатываются на федеральном уровне. Действительно, семья, готовая дать качественное образование, должна иметь на это право. И таких семей становится все больше.

- Но тогда мы возвращаемся к проблеме социализации личности, - замечает Наталья Запускалова, - поверьте, очень сложно ребенку, обучающемуся дома, потом влиться в коллектив. 

Участники круглого стола сошлись во мнении, что программы во многих подготовительных учебных  заведениях перенасыщены содержанием, которое дошкольнику не столь важно. Чтобы ребенок был готов к школе, ему нужно больше играть, двигаться, общаться со сверстниками. Знания, конечно, приветствуются, но переусердствовать в этом вопросе не стоит.

По статистике здоровых детей у нас все меньше и меньше. Уже 70 процентов дошколят приходят в школу с серьезными диагнозами. Возможно, все-таки не стоит лишать их детства.