Детский сад № 307

02.07.2014 13:10
Автор: Служба информации
Формирование интонационно-ритмической организации речи у детей раннего возраста в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 307 г. Челябинска.
Детский сад № 307*
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют основные принципы воспитательного и образовательного процессов в дошкольном детстве:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Мы считаем, что все эти принципы могут быть учтены и реализованы в художественно-эстетической направленности воспитательного процесса в нашей дошкольной организации.

В процессе внедрения ФГОС ДОО нам потребовалось научное обоснование основной образовательной программы художественно-эстетической направленности. Поэтому в 2013 году мы заключили договор с факультетом коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета о сетевом взаимодействии.

В рамках данного договора о сотрудничестве с кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ мы реализовали проект по профилактике нарушений речевого развития в процессе формирования интонационно-ритмической деятельности неговорящих детей раннего возраста.

Мы считаем, что это комплексный проект, который, с одной стороны, гармонично интегрируется в художественно-эстетическое направление нашего дошкольного образовательного учреждения, а с другой - решает важную социальную проблему профилактики нарушений речи.

В данной статье мы предлагаем вниманию читателей основные результаты данного проекта. В его разработке и реализации участвовали родители, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, студенты пятого курса факультета коррекционной педагогики.

Интонационно-ритмические компоненты речи ребенок усваивает одними из первых, и на их основе происходит дальнейшее становление родного языка. Изучением интонационно-ритмических процессов речи начинают заниматься лишь в старшем дошкольном возрасте, в результате чего упускается первоначальный этап речевого развития ребенка. Поэтому особую важность представляет формирование интонационно-ритмической основы речи у детей раннего возраста с целью профилактики речевых нарушений.

Интонационно-ритмические компоненты речи включают в себя основной тон голоса, мелодику речи, ритмическую организацию речи и движений, а также дыхательную базу речи. Формирование интонационно-ритмической основы речи опирается на «Методику комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития детей третьего года жизни», разработанную Е.В. Шереметьевой, а также частично мы включали элементы методики Л.В. Лопатиной и Г.Г. Голубевой с условием их адаптации к возрастным особенностям.

Работа по формированию интонационно-ритмической организации речи имеет принципиальную основу. Самым значимым является принцип опережающего обучения в развитии (амплификации), обоснованный Л.С. Выготским.

На основе глубокого теоретического анализа сущности интонационно-ритмической деятельности детей раннего возраста процесс формирования интонационно-ритмических компонентов речи мы скомпоновали в 3 блока: работу над ритмом, над дыханием и работу над всеми компонентами интонации.

Для того чтобы повысить эффективность воздействия, мы организовали комплексную и систематическую работу по формированию интонационно-ритмической стороны речи. Эта работа охватывала все виды деятельности детей в детском саду: на всех занятиях учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, а также включалась во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

Организация работы предполагала групповые занятия логопеда с детьми 1 раз в неделю. Каждое занятие с детьми проводилось учителем-логопедом по единообразной структуре, определенному сюжету с обязательным звуковым сопровождением.

Воспитатели проводили ритмические минутки, включая детские песни, выполняя с детьми простые движения. Игры и упражнения по формированию интонационно-ритмической организации речи использовались в непосредственной образовательной деятельности и на прогулках. Также на занятиях ручным трудом включались упражнения на развитие мелкой моторики. В непосредственной образовательной деятельности использовался кукольный театр, где воспитатель применял приемы эмоционального прочтения детских произведений, утрированного произнесения различных видов интонаций речи.

Музыкальный руководитель продолжал работу по формированию интонационно-ритмических процессов у детей на своих занятиях и в театральной деятельности.
Использовались методы Станиславского и приемы голосового модулирования, пения гласных звуков – вокализов, слогов и слов. Применялось прохлопывание различных ритмических рисунков, аккордово-мелодическое сопровождение ритма слова.

В работу по формированию интонационно-ритмической организации речи мы обязательно включали родителей. Им отводилась особая роль в формировании интонационно-ритмической организации речи детей. В бытовых и игровых ситуациях родители закрепляли полученные детьми навыки. Они следовали рекомендациям логопеда, которые мы выкладывали на официальный сайт детского сада в виде ежемесячных консультаций. В консультациях отражали самые важные задачи на каждом из этапов работы
по формированию интонационно-ритмических процессов и предоставляли серии дидактических игр и упражнений, которые родители могли без труда выполнять со своими детьми. Выполнение рекомендаций родителями по формированию интонационно-ритмических процессов мы отслеживали в написанных ими отчетах о проделанной работе так же на сайте детского сада в специально отведенном для этого разделе.

Таким образом, правильно организованная совместная работа всех специалистов и родителей нашего дошкольного образовательного учреждения способствовала формированию интонационно-ритмической организации речи детей раннего возраста, появлению фразовой речи, профилактике нарушений речевого развития, обогащению эмоциональной сферы ребенка, гармонизации взаимоотношений родителей с детьми в семье.


klimova.jpg

Татьяна Михайловна Климова, заведующий МБДОУ № 307,


sheremetyeva.jpg

Елена Викторовна Шереметьева, учитель-логопед, кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПП и ПМ ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»,


alieva.jpg

Юлия Александровна Алиева, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории


chuhlanceva.jpg

Мария Александровна Чухланцева, студентка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

МБДОУ № 307

Тел.: (351) 232-03-03
E-mail: kwiket307@gmail.com,
Cайт: мдоу307.рф