Атомные будни России

18.05.2010 00:00
Автор: Владимир Антоненко
Психологи утверждают, что человек более всего опасается неизвестности. Отсутствие внятных, аргументированных и убедительных ответов на вопросы, задаваемые относительно Хранилища Делящихся Материалов (ХДМ) под Челябинском, вызывает все большие опасения у населения.
Атомные будни России*

Психологи утверждают, что человек более всего опасается неизвестности. Отсутствие внятных, аргументированных и убедительных ответов на вопросы, задаваемые относительно Хранилища Делящихся Материалов (ХДМ) под Челябинском, вызывает все большие опасения у населения. Мало, кто способен понять, насколько опасны радиоактивные отходы в тех запредельных количествах, которые предполагается хранить на Южном Урале, на протяжении века. Это не преувеличение - согласно проектной документации, срок эксплуатации ХДМ составляет 100 лет. Из наиболее известных технических объектов больший срок эксплуатации имеют египетские пирамиды, да Эйфелева башня. 

Плутониевый тупик под Челябинском 

Сегодня мало кто помнит, что решение о сооружении ХДМ в Челябинской области было принято в рамках программы "Взаимного уменьшения угроз", известной, как программа Нанна-Лугара. В соответствии с этой программой проводилось сокращение стратегических вооружений, извлекаемые из которых оружейные делящиеся материалы российская сторона должна была размещать в ХДМ. Из письма, подписанного пресс-секретарем Росатома Сергеем Новиковым, следует, что на сооружение ХДМ США затратили $397,5 млн., со стороны Российской Федерации было затрачено 436 369,7 тыс. рублей, или чуть менее $17.5 млн. США, добившись сокращения российского ядерного арсенала, уменьшили для себя угрозу ядерного удара. А, кроме того, в рамках той же программы за счет средств, достаточных разве только для постройки кормы авианосца, создали на территории своего основного ядерного соперника удобную и уязвимую мишень. В Интернет нами была найден один из отчетов Совета по Защите Естественных Ресурсов (NRDC, Natural Resources Defense Council). (http://kpatep.narod.ru/libra/warplan_ch4.pdf)

В части 4 этого отчета, имеющего название Warplan «План войны», на странице 100 приведены четыре цели ядерного удара по ПО «Маяк», среди которых:

  • Ныне остановленные реакторы-наработчики плутония (заводы 24 и 37).
  • Завод по производству плутония (завод 20).
  • Хранилище Делящихся Материалов (Fissile Material Storage).

Ниже приводится фрагмент этой страницы, на которой указанные объекты нами обозначены особо. 

Герман Лукашин, в прошлом член экспертной комиссии Российского Федерального Ядерного Центра - Всероссийского НИИ Технической Физики по проверке разрешения вопросов ядерной и радиационной безопасности проекта технико-экономического обоснования ХДМ на ПО "Маяк" из города Снежинска в своем письме президенту страны задал принципиально важный вопрос: «Какими принципами руководствовались проектировщики, допуская сосредоточение всего запаса делящихся материалов в одном месте»?

На, что получил традиционную отписку от деятелей Росатома: «Дислокация остальных ядерных материалов оборонного назначения, равно как меры безопасности и физической защиты этих материалов и объектов, на которых они находятся, не могут являться темой открытого обсуждения».

Хотя очевидно, что речь в письме шла речь не о «дислокации и мерах физической защиты остальных ядерных материалов», к которым относятся и оставшиеся 25 тонн «коммерческого» плутония, а о тех количествах и объемах, которые размещены на ПО «Маяк». 

Мишень для террористов №1 

Во всем мире специалисты с тревогой следят за хранилищами радиоактивных материалов. Только по подсчетам Центра Исследований Нераспространения ядерного оружия при Монтеррейском Институте Международных Исследований\Center for Nonproliferation Studies at the Monterrey Institute of International Studies, в период с 2001 по 2006 год в странах бывшего СССР было отмечено 183 попытки хищений радиоактивных материалов. Наибольшее число подобных случаев пришлось на 2003 год - 53. В 2001 году их было 30, в 2002-м - 28, в 2004-м - 31, в 2005 - 25. В 2006-м году - менее всего - 16. Однако речь идет только о материалах, которые были перехвачены спецслужбами или правоохранительными органами - реальная ситуация в этой сфере неизвестна.

В большинстве случаев преступников удавалось задержать по простой причине - отсутствия у них контактов на "черном рынке" радиоактивных материалов: похитители вынуждены искать покупателей на свой товар, зачастую выходя на подставных фигур, связанных со спецслужбами или правоохранительными органами. Преступники также часто попадаются при попытках перевоза своей добычи (например, при рутинной проверке на дорогах) или при попытках пересечения государственных границ.

Любая информация о подобных происшествиях в федеральном ядерном центре под Челябинском неизменно засекречивалась от населения. До сих пор неизвестны обстоятельства скоропостижной смерти бывшего главного бухгалтера РФЯЦ-ВНИИТФ Трапезникова А.П., задержанного с поличным при получении взятки в1995 году. Скрываются обстоятельства неожиданной смерти главного инженера РФЯЦ-ВНИИТФ Рукавишникова В.Г. (по некоторым данным в результате самоубийства) в период расследования махинаций с редкоземельными материалами в 1995 году. До сих пор засекречены причины и обстоятельства самоубийства директора РФЯЦ-ВНИИТФ Нечая В.З. в 1996 году. Крайне негативная информация о данном происшествии распространялась  только в виде слухов среди сотрудников РФЯЦ. Официальная как всегда отсутствует. Правительство Челябинской области Петра Сумина проявило себя только упорством в попытке расконсервации строительства Южноуральской АС. 

Ядерные отходы вон из Америки 

Два десятилетия назад США приняли решение создать крупное хранилище для долговременного хранения ядерных отходов. Оно должно располагаться в горах Якка (штат Невада - примерно в 150 км к северо-западу от Лас-Вегаса). Это хранилище должно быть полностью готово к 2010 году, однако до сих пор нет уверенности, что в нем действительно будет находиться радиоактивный мусор.

В США федеральное правительство несет ответственность за долговременное хранение и переработку высокорадиоактивных отходов, отдельные штаты распоряжаются низкорадиоактивными отходами на своей территории, однако могут оказывать влияние на решения Вашингтона. История Якки\Yucca Mountain показательна: на этом примере прекрасно видно, каким образом политика, большой бизнес, наука, общественное мнение и власти различного уровня вступают в реакцию друг с другом. Изначально планировалось, что Якка станет "супермогильником", куда будет перевезено содержимое нескольких десятков хранилищ высокорадиоактивных отходов, действующих в США. Однако этот проект далек до завершения - причем, в основном, по политическим причинам. Любое решение такого рода априори становится непопулярным в глазах общественного мнения США, поскольку находится мало желающих жить по соседству с монументальной ядерной свалкой.

В 1982 году Конгресс США\US Congress принял Закон о Ядерных Отходах\Nuclear Waste Policy Act, который предусматривал, что в США должны быть построены два суперхранилища - на востоке и на западе страны (это должно было позволить сократить расстояния, необходимые для транспортировки ядерных отходов). Министерство Энергетики США\Department of Energy, на основании результатов десятилетних исследований, выбрало десять возможных мест для строительства. В 1985 году президент Рональд Рейган\Ronald Reagan оставил в этом списке три объекта, в том числе и Якку. В 1987 году была принята поправка к этому закону, которая назвала точный адрес единственного хранилища - в Якке, на территории ныне не используемого ядерного полигона, а окончательное решение о втором могильнике было отложено до 2010 года.  В 2002 году, после десяти лет экспертиз и консультаций, Министерство Энергетики официально объявило, что Якка является идеальным местом для строительства подобного объекта, и приняло решение начать строительные работы. Проект предусматривает создание глубокой шахты (глубиной примерно 500 метров), в которую будут помещаться емкости с отходами. Однако губернаторы штатов имеют право накладывать "вето" на подобные решения федеральных властей, и губернатор Невады этим правом немедленно воспользовался. Три месяца спустя, Конгресс США, в котором большинство составляли республиканцы, преодолел вето губернатора, а президент Джордж Буш\George Bush подписал распоряжение, разрешающее начать строительство. Тем не менее, штат Невада и влиятельные организации защитников не сложили оружия и начали активно торпедировать проект.

Дело застопорилось. Для начала, Министерство Энергетики долгое время не могло получить соответствующей лицензии от независимой государственной Комиссии по Ядерному Регулированию\Nuclear Regulatory Commission, которая отслеживает все проекты США в ядерной сфере. В 2004 году суд рассмотрел один из исков противников строительства и постановил, что предельно допустимые радиационные дозы, заложенные в проект, должны быть пересмотрены: изначально дозы рассчитывались на период до 10 тыс. лет, суд решил, что расчеты должны производиться на период до 1 млн. (!) лет. После этого разгорелся новый скандал: Министерство Энергетики выяснило, что нанятые им эксперты в 1990-е годы фальсифицировали некоторые расчеты - их пришлось переделывать. 

Власть и народ едины – в США 

По состоянию на середину 2006 года, США израсходовали на строительство могильника в Якке $8 млрд. Общая стоимость проекта должна составить $49 млрд. Эти деньги частично поступают из особого фонда (Nuclear Waste Fund), который финансируется за счет потребителей электроэнергии: каждый американец, платящий за свет, перечисляет в этот фонд 10 центов с каждого заплаченного доллара.

В июле 2006 года руководство проекта заявило, что все работы в горах Якка будут закончены к 2017 году, и Якка будет способна принимать ядерный мусор. Однако в дело вновь вмешалась политика: в 2006 году в США прошли выборы в Конгресс, в результате которых большинство в парламенте США получили демократы. Один из них - Гарри Рид\Harry Reid - стал лидером сенатского большинства. Рид представляет Неваду и является многолетним оппонентом строительства могильника на территории своего штата. Он заявил, что приложит все силы, чтобы заблокировать этот проект. На пресс-конференции он заявил буквально следующее: "Этот проект мертв и никогда не вернется к жизни". 

 Однако ситуация с радиоактивными отходами в США является критической. По данным Комитета Сената по Окружающей Среде\US Senate Committee on Environment and Public Works, в 2005 году 39 реакторов полностью исчерпали свои возможности хранения отходов и вынуждены были построить новые дорогостоящие хранилища. К концу 2010 года будут исчерпаны складские мощности еще 78 реакторов. По оценкам Института Исследований Энергии и Окружающей Среды\Institute for Energy and Environmental Research, в случае, если США сделают ставку на развитие ядерной энергетики (это становится все более вероятным) и к 2050 году введут в строй 1 тыс. новых реакторов, то каждые 5.5 лет будет необходимо строить новое ядерное хранилище, сопоставимое по размерам с Яккой.

На минувшей неделе стало известно, что Администрация Обамы внесла в Конгресс США "соглашение 123", позволяющее отправлять американские ядерные отходы на хранение в Россию.
    В начале недели Президент США Барак Обама внес на ратификацию в Конгресс США т.н. "соглашение 123" о ядерном сотрудничестве с
Россией. Этот документ открывает дорогу для коммерческого импорта в Россию отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) - наиболее опасного
вида высоко-радиоактивных отходов. Около 70% ОЯТ, накопленного во всем мире, контролируются США. Ранее администрация Обамы поставила
крест на реализации проекта Якка Маунтайн - первого ядерного могильника, в который планировалось свезти все ОЯТ, наработанное на
американских АЭС. В августе 2008 года газета Wall Street Journal оценила стоимость могильника для ядерных отходов, накопленных в
США, в 96 млрд. долл. Неудивительно, что Барак Обама хочет избавиться от подобного финансового бремени для американцев. 

Россия международная ядерная помойка? 

        
    А тем временем в Госдуме РФ рассматривается законопроект об обращении с радиоактивными отходами. Если он будет принят в том виде, в котором прошел первое чтение 20 января 2010 г., то в России:
 - будет отменен запрет на захоронение (закачку) жидких радиоактивных отходов под землю (в том числе, в водоносные горизонты);
 - атомная промышленность сможет строить ядерные могильники, которые будут существовать сотни тысяч лет, не обращая внимания на мнение местного населения, ведь закон не обязывает его учитывать при принятии решений;
 - предприятия, производящие радиоактивные отходы, входящие в госкорпорацию Росатом, смогут перекладывать ответственность и
финансовое бремя по обращению с этими отходами на бюджеты разных уровней.

    13 апреля 2010 г. в морском порту Санкт-Петербурга активисты Гринпис провели акцию против ввоза радиоактивных отходов. Навстречу судну "Капитан Куроптев", перевозящему 650 тонн урановых "хвостов" (обедненного гексафторида урана) из Франции, выдвинулись моторные лодки. Активисты развернули флаги с перечёркнутым знаком радиационной опасности в знак протеста. На входе в порт под надписью "Ленинград" альпинисты вывесили 20-метровый баннер со знаком радиации и надписью STOP и зажгли сигнальные факелы. Кроме того, на противоположной стороне морского канала активисты развернули баннер "Россия не свалка!" на русском и французском языках.  Выход с косы морского порта в город участникам акции перекрыли сотрудники ГАИ, милиции, а также люди в штатском. Несколько активистов были ненадолго задержаны. У них проверили документы, а также провели воспитательную беседу. По словам представителя морского порта, он сам и другие сотрудники против ввоза радиоактивных отходов в страну, но должностные инструкции обязывают вызвать сотрудников правопорядка.  Сухогруз "Капитан Куроптев" уже пытались остановить активисты Гринпис на протяжении всего маршрута опасного груза от завода в Пьерлат во Франции до Северного моря. Тогда Гринпис Франции разобрал часть железнодорожного полотна, чтобы не допустить провоз радиоактивных отходов в порт Гавр на севере Франции, а затем корабль Гринпис "Эсперанца" попытался остановить судно "Капитан Куроптев" в Северном море.
    Опасный груз, который пришёл в Петербург сегодня, принадлежит французской компании AREVA. Только за последние 4 года AREVA отправила в Россию около 30 тыс. тонн урановых "хвостов". Контракт будет действовать, как минимум, до 2014 года. Таким образом, на территорию России может быть ввезено еще несколько тысяч тонн урановых хвостов.