Система контроля загрязнения воздуха в городах учитывает погоду и тип застройки

Разработанная модель отслеживает динамику изменения качества атмосферного воздуха в воздушном бассейне улично-дорожной сети городов на основе применения камер уличного видеонаблюдения, которые используются в качестве цифровых сенсоров. Сбор данных построен по принципу IoT-технологий (интернет вещей), применяя которые, ученые используют существующую телекоммуникационную инфраструктуру и станции метеорологического и экологического мониторинга.
«За последние несколько лет методы, основанные на искусственном интеллекте. стали наиболее перспективными подходами к прогнозированию загрязнения воздуха. Однако современные исследования, основанные на применении машинного обучения для прогнозирования качества воздуха, просто обучают нейросеть почасовому контролю концентрации загрязнения воздуха. Наша разработка сконцентрирована на отслеживании состояния выбросов в режиме on-line», – поясняет руководитель проекта, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт» Владимир Шепелёв.
Система мониторинга построена на основе получения больших данных о состоянии изменения выбросов точечных источников загрязнения и контроля за динамикой метеорологического фактора.
В данном исследовании научные сотрудники сконцентрировались на обучении рекуррентных нейронных сетей LSTM. Нейронная сеть справляется с задачей повышения точности прогноза выбросов от автотранспорта, их количества и концентрации. Быстрое извлечение данных с видеопотоков происходит с помощью сверточной нейронной сети (RNN). Она обеспечивает мониторинг в режиме реального времени и формирует историю данных. Эта функция позволяет разработать сложную архитектуру LSTM с алгоритмами самообучения. Для глубокого обучения нейронных сетей использовался вычислительный комплекс «Нейрокомпьютер ЮУрГУ».
Предлагаемый подход – принципиальный переход от измерения выбросов аналоговыми датчиками к экономичным цифровым решениям, данные которых более точные и информативные. В процессе исследования ученые ЮУрГУ запатентовали методику, и на основе лицензионных соглашений непрерывно расширяют сеть постов, количество которых в ближайшее время достигнет 21 единицы.
«Мы ежегодно публикуемся в высокорейтинговых журналах (Q1), индексируемых в международных наукометрических базах. Более того, в мае 2023 года я принял предложение журнала Mathematic (TOP-10 WoS) стать редактором специального выпуска «Моделирование и оптимизация в городском транспорте и экологии». Участие в специальном выпуске позволит коллегам пройти упрощенное рецензирование и при высоких уровнях исследования и значимости публикации для научного общества, получить скидку в размере 25-75%», – рассказывает Владимир Шепелёв.
Проект был поддержан грантом РНФ в 2022 году и в рамках стратегического проекта «Экосреда постиндустриальной агломерации» программы «Приоритет 2030».
Южно-Уральский государственный университет – это университет трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В 2021 году ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука и университеты».
Читайте нас:
● «Твой ЮУрГУ» в Одноклассники.ру
РЕКЛАМА. https://www.susu.ru/ru
Лицензия № Л035-00115-74/00096967 от 06 декабря 2016 года