Поиск

В мертвом омуте

05.01.2012 09:53
Автор: Павел ЛИТВИНЕНКО
«Мне только исполнился двадцать один год, когда меня пригласили сниматься в картину «Мертвый омут». Было безумно интересно, словно маленькая одиссея. Надеюсь, что смогу когда-нибудь повторить этот великолепный экспириенс...»
В мертвом омуте*

«Мне только исполнился двадцать один год, когда меня пригласили сниматься в картину «Мертвый омут». Было безумно интересно, словно маленькая одиссея. Надеюсь, что смогу когда-нибудь повторить этот великолепный экспириенс...» - именно в таких выражениях рассказывал 11 лет назад знаменитый австралийский артист Билли Зейн по поводу съемок в картине «Мертвый омут» (более известной под названием «Мертвый штиль»). Его восторги понять легко – именно эту картину многие называют лучшей в карьере режиссера Филлипа Нойса. Хотя его фильмография полна другими, не менее заметными удачами.

Итак, Филлип Нойс дебютировал в 1968 году, сняв короткометражку «Лучше править в аду», в 1974-м окончил Австралийскую национальную киношколу, в 1975-м отметился в мире документального кино лентой «Бог его знает, но это получается», а в 1977-м снял свою первую полнометражную игровую картину «Проселочные дороги». И понеслось: Нойс стал одним из самых известных режиссеров Австралии, прославившись как мастер психологического экшн-триллера, в котором в реалистичной манере изображались совершенно фантастические события. Еще в Австралии Нойс научился следовать реализму в мелочах, при этом полностью забывая о правдоподобии в целом. Каждым свои фильмом он оттачивал мастерство, намечая собственные стилистические приемы. Он великолепно научился нагнетать атмосферу, словно опутывая зрителя паутиной страха и тревоги.

Действие его мрачных сюжетов порой подходило к самой дозволенной грани жестокости, но Нойс ни разу не пересек эту грань. Зрителю нравилось, и после «Мертвого омута» режиссер переехал в Америку - Голливуд заманил его в свои сети, пообещав дать интересную работу и сохранить независимость. «Мне нравится работать в Голливуде, но и в Австралии мне работается очень даже неплохо, - рассказывал Нойс своим московским поклонникам. - Я абсолютно уверен, что австралийская кинематография не зависит от Голливуда, потому что большую часть финансирования у нас осуществляет государство. Например, шестьдесят процентов бюджета моего нового фильма предоставляет правительство Австралии...

Дальше Нойс снимал сплошь хиты, дико популярные во всем мире, в том числе и у нас. Например, в 1990 году он снял боевик «Слепая ярость» с Рутгером Хауэром в главной роли, и многие справедливо считают, что это - один из редких удачных фильмов Хауэра со времен его голландского периода. В 1992 и 1994 годах «из-под пера» Нойса вышли политические экшн-триллеры по романам Тома Клэнси – «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза». Харрисон Форд, исполнивший главные роли в обоих экранизациях, до сих пор называет их среди лучших в своем послужном списке. В 1993 году Нойс отдает дань великому Хичкоку, снимая эротический триллер «Щепка», в котором свой статус секс-символа подтвердила прекрасная Шерон Стоун. А в 1997 году вездесущий Нойс приезжал в Россию, чтобы в Москве снимать картину «Святой». Ну, и так далее.

«Всю жизнь я снимаю один и тот же фильм, - рассказывал Нойс. - Мой отец был священником, и в детстве я часто посещал похороны. Человеку вообще свойственно думать о смерти, о собственной жизни, о ее смысле. И так получилась, что главная тема моих фильмов - искушение грехов и вознесение...» В «Мертвом омуте» это видно особенно ярко.

Вторник, 10 января, 02-55
Ночное кино на ТНТ «Мертвый омут» / Dead Calm

Австралия, 1989.
Режиссер: Филлип Нойс.
В ролях: Николь Кидман, Сэм Нил, Билли Зейн, Род Муллинар, Джошуа Тильден