Поиск

В Челябинске состоялась творческая встреча Алексея Попогребского

05.05.2010 00:00
Автор: Ольга СУКИНОВА
Психологический триллер – так заявлен жанр нового творения Попогребского – повествует о жизни двух полярников. «Это фильм про двух людей, разных судеб и поколений, с разным отношением к реальности, оказавшихся в полной изоляции на полярной станции» – так выглядит краткий анонс картины от первого лица.
В Челябинске состоялась творческая встреча Алексея Попогребского*
не наше

Режиссер Алексей Попогребский в столицу Южного Урала привозит уже свой второй фильм – несколько лет назад это были «Простые вещи», и вот теперь картина, взявшая трех серебряных медведей на Берлинском кинофестивале – «Как я провел этим летом».

Психологический триллер – так заявлен жанр нового творения Попогребского – повествует о жизни двух полярников. Паша Данилов (Григорий Добрыгин) – студент, который приехал на метеостанцию, расположенную на Крайнем севере на практику. Он не снимает наушников, носит серьгу в ухе, и не отходит от компьютера, где режется в «Сталкера». Сергей Гулыбин (Сергей Пускепалис) – начальник метеостанции, матерый полярник, неразговорчивый и суровый мужик. Подобрать двух менее похожих персонажей было бы трудно.

Собственно, в этом и кроется конфликт. Паша напортачил с метеосводкой, пока Сергей был на рыбалке, и заслуженно схлопотал за это пару подзатыльников. Испугавшись гнева начальника, Данилов не сообщает ему самое главное – у Гулыбина в аварии погибли жена и сын. Вместо того чтобы честно во всем признаться, студент начинает плести одну ложь за другой, что в результате приводит к катастрофе: оба полярника – единственные люди за много сотен километров вокруг – пытаются друг друга убить… Кто из них останется в живых, зрители узнают буквально на последних минутах.

«Это фильм про двух людей, разных судеб и поколений, с разным отношением к реальности, оказавшихся в полной изоляции на полярной станции» – так выглядит краткий анонс картины от первого лица.

– Эта история шла со мною по жизни. В детстве я прочитал массу книжек, написанных самими полярниками, – рассказывает Попогребский. – Не беллетристику, а документальные мемуары, записки, дневники. Их жизнь и работа проходят в условиях для меня совершенно запредельных – изоляция, ограниченный круг людей, длинная ночь и день. Меня это просто гипнотизировало. И когда я начал заниматься кино, я понял, что из того, что меня так манило в этих историях, может получиться отличный фильм – кристаллизация человеческого опыта и полное обнажение характеров.

Фильм снимался на настоящей полярной станции на самом севере Чукотки три месяца. Обед на станции занимал ровно ночь – за сорок пять минут солнце успевало сесть и снова встать. Попогребский говорит об уникальном природном освещении – мягкий солнечный свет, который длился три часа перед закатом и три часа после восхода. На вопрос, как команда готовилась к лету за полярным кругом, режиссер отвечает – человек может приспособиться ко всему, если видит в этом смысл.

– Люди подобрались бывалые – Пускепалис девять лет жил на Чукотке, Гриша родом из Петропавловска-Камчатского, – поясняет режиссер. – Мы взяли с собой людей с полярным опытом, даже альпинистов. Так вот они – те, кто не видел смысла в происходящем, а со стороны съемки выглядели, как полный хаос – они не оказались полезными. Если бы мне нужно было отправляться в настоящую экспедицию, я бы взял свою группу.

В «Как я провел эти летом» многие зрители и критики увидели подражание Тарковскому – нарочитая подробность, медлительность действия. За первый час фильма в нем ничего не происходит, напряжение нарастает только к финалу. Однако сам режиссер в беседе со зрителями подчеркнул, что такой прием нацелен на то, чтобы погрузить аудиторию в этот неспешный, отрезанный от остального мира быт, где совершенно иное представление о времени и пространстве. Человек здесь держится только на незамысловатых, повторяемых изо дня в день действиях – проверить приборы, передать сводку на континент. Это давление Севера съемочная группа испытала на себе. Если выпадал один выходной день, то всегда находилась уйма домашних дел – помыться, постирать, убраться в доме. Если же выпадало два дня – люди не знали, чем себя занять и начинали метаться.

Попогребский отмечает: «фестивальный» фильм для него звучит как ругательство. Награды на Берлинском биеннале (за лучшие мужские роли и работу оператора) для него не так значимы, как слова полярника, который всю жизнь проработал во льдах: «Я понял, что съемка фильма – это тоже непростой труд».