Поиск

В Челябинске побывал режиссер самого скандального фильма прошедшего «Кинотавра»

19.10.2009 00:00
Автор: Ольга СУКИНОВА
В четверг зал кинотеатра имени Пушкина был полон, зрители сидели даже в проходах. Все потому, что представить челябинцам нашумевший фильм «Волчок», получивший Гран-при и приз за главную женскую роль на «Кинотавре», приехал сам режиссер Василий Сигарев и его жена Яна Троянова. Интригу подогревал также тот факт, что одну из ролей в картине сыграла челябинская актриса Галина Логинова.
В Челябинске побывал режиссер самого скандального фильма прошедшего «Кинотавра»*
не наше

В четверг зал кинотеатра имени Пушкина был полон, зрители сидели даже в проходах. Все потому, что представить челябинцам нашумевший фильм «Волчок», получивший Гран-при и приз за главную женскую роль на «Кинотавре», приехал сам режиссер Василий Сигарев и его жена Яна Троянова. Интригу подогревал также тот факт, что одну из ролей в картине сыграла челябинская актриса Галина Логинова.

Василий Сигарев наш земляк – он родился и вырос в Свердловской области, многие екатеринбуржцы знают его как сценариста таких спектаклей, как «Черное молоко» и «Пластилин», челябинцы – по пьесе "Детектор лжи". Однако ни одна из постановок его произведений Сигареву не нравилась – это и стало главной причиной его обращения к режиссуре.

С актрисой Яной Трояновой он познакомился во время совместной работы в малом драматическом театре Екатеринбурга. Их творческому и семейному союзу уже семь лет. Роль матери в «Волчке», по признанию самого режиссера, Сигарев писал именно для нее.

А вот маленькую героиню искали очень долго по всей стране. Пробы проходили даже в Челябинске. Однако свою юную музу режиссер нашел в Москве. Полина Плучек была старше, чем изначально планировалось, но ради нее Сигарев даже изменил сценарий.

Снять фильм стало возможным, когда сценарий увидел продюсер Роман Борисевич, поддерживающий авторское российское кино. На «Кинотавре» «Волчок» произвел настоящую сенсацию: кто-то возмущался, кто-то его горячо защищал, но, по словам очевидцев, в те дни о «Волчке» говорили все и везде. Сам Сигарев видит причину такого бурного обсуждения в открытости своей работы:

– Пришел на мой фильм зритель, его мирок уже устроен: есть работа, зарплата, жилье, пиво с друзьями по выходным. И тут – бах! – такой фильм.

«Волчок» – на редкость мрачное кино, притом что в нем нет ни единого кадра «чернухи» и ни единого слова неправды. Это картина того, как живет современная Россия на своих окраинах. И дело вовсе не в полунищенском быте с водкой и маринованными помидорами. Фильм – об ужасной моральной бедности и деградации, о том, как разрушается самая прочная и святая связь, связь между матерью и ребенком. Ни один из главных персонажей не имеет имени, и это только подчеркивает всеобщность и всепричастность описываемой истории.

В центре внимания режиссера маленькая семилетняя девочка, которая живет с бабушкой в небольшом поселке возле крупного города (фильм снимался в Екатеринбурге и Ревде). Мать девочка никогда не видела – ту посадили за убийство. И вот она приезжает – красивая, рыжая, веселая. В качестве гостинца дарит дочери маленькую юлу. С этого момента девочка влюбляется в свою маму на всю жизнь.

Но если со стороны ребенка такая искренняя и преданная любовь вполне понятна и очевидна – все-таки роднее и дороже мамы никого нет – то тем странней и отвратительней кажется поведение мамаши. Она совершенно не замечает дочь, отталкивает ее от себя, постоянно пытается наладить личную жизнь, в которой «довесок», конечно, только мешает. В ней чувствуется какой-то надлом, своя трагедия, однако героиню Трояновой не жалко абсолютно.

В конце концов, продав бабушкину квартиру, мать в поисках лучшей жизни отправляется на юг, оставив девочку на вокзале. Ребенка забирает и воспитывает тетка (ее как раз и играет актриса театра «Манекен» Галина Логинова). Проходит несколько лет, и с югов возвращается мамаша – потасканная, растерявшая остатки былой привлекательности, нищая. Дочь – уже подросток – ее по-прежнему не интересует. Финал фильма (рассказывать не буду, чтобы не лишать зрителей интереса) потрясает своей нелогичностью и… естественностью.

Волчок здесь не только символ маминого подарка, который дочь хранила всю жизнь. Это и сама девочка – маленький волк. Она смотрит исподлобья, необщительна, заторможенна, но зритель понимает, что это не от какой-то врожденной патологии, это от недостатка самого главного – маминой любви и заботы.

Сейчас Василий и Яна живут на чемоданах – представляют свой фильм на мировых кинофестивалях, выступают перед российскими зрителями. Своих планов на будущее не раскрывают. Однако журналистам удалось выпытать, что следующей картиной молодого режиссера Сигарева может стать комедия. О своей известности Василий Сигарев рассуждает так:

– На самом деле это знаменитость в очень узких кругах, хотя она мне больше импонирует, чем известность у зрителя, которому нравится Паша Воля.