Поиск

Сентябрь: время собирать клубы

25.08.2010 11:18
Автор: Янис Грантс
В такую жару и не веришь, что осень всё-таки наступит. А вместе с сентябрём в Челябинск придёт и новый литературный сезон. В первую очередь это означает, что распахнут свои двери многочисленные литературные клубы.
Сентябрь: время собирать клубы*
не наше

 

В такую жару и не веришь, что осень всё-таки наступит. А вместе с сентябрём в Челябинск придёт и новый литературный сезон. В первую очередь это означает, что распахнут свои двери многочисленные литературные клубы. Я попытаюсь рассказать о нескольких творческих площадках, без которых о поэзии и прозе Южного Урала, наверное, сказать было бы нечего. Да, начинающие (и не только) писатели, как правило, объединены в литературные клубы, где их индивидуальность не стирается, а наоборот – получает охранную грамоту. Да-да, именно так. А ведь я знаю несколько пишущих людей, которые боятся вынести свои произведения на «суд» товарищей по перу из-за боязни быть причёсанными под общую гребёнку! Вот этого бояться не стоит. В литературных объединениях заинтересованы, чтобы все авторы были разными – и по жанру, и по стилю, и по другим критериям. Но обязательно – талантливы! 

  Обстановка с прозой в столице Южного Урала вполне терпима: есть два-три интересных рассказчика. Я не имею ввиду признанных и заслуженных Рустама Валеева, Кима Макарова, Владимира Черноземцева. Чтобы не оговариваться впредь, поясню: мои записки касаются тех, кто делает первые шаги в литературе, либо – не первые, но просто захвачен самим участием в литературном процессе, поэтому не мыслит творчества без обсуждения своих произведений в том или ином писательском клубе. Итак, прозаики есть, но яркой фигуры, известной за пределами области, пожалуй, нет. А вот с  поэзией сегодня полный порядок. Некоторые литературоведы (например, главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский) даже считают, что поэзия начала ХХI века даст фору поэзии века Серебряного. Пожалуй, это касается и нашего региона. Десять интересных имён можно назвать практически без запинки. Я и назову, представляя литературные объединения.

Первым в списке по праву стоит литературное объединение ЧТЗ имени Михаила Львова – старейшее на Урале. В этом году ему исполняется 80 лет! Подумать только: первостроители ещё жили в палатках, возводили цеха, а некоторые из них уже собирались на жаркие обсуждения своих и чужих произведений. Традиции у ЛитО ЧТЗ крепкие и давние. Недаром там работают не только секции прозы и поэзии, но и школа рабочих корреспондентов. А ещё (и это большая редкость!) проводятся занятия в детской студии «Пегасик». Речь идёт о пишущих детях, а не о взрослых, пишущих для детей. Последние два года объединением руководит талантливый прозаик Евгений Румянцев (детскую студию возглавляет Евгения Киршанская, а я с нового сезона встану у руля поэтической секции). Не углубляясь в историю, скажу: связь с объединением постоянно поддерживают его знаменитые воспитанники – Ирина Аргутина, Константин Рубинский и Нина Пикулева – поэты, знаковые для региона, сделавшие и делающие много для популяризации литературы и просвещения земляков. Сейчас в ЛитО ЧТЗ много молодых писателей. Первые шаги на этом поприще делает прозаик Сергей Комин. Его полное фантазии, остроумия, фокусов непринуждённое повествование вдруг вырывается из круга смешков и балагурства, являя нам драму или даже – трагедию. Умение обмануть ожидания читателя, непредсказуемость – редкий дар. Конечно, говорить о триумфе рано, но Сергей уже не только подаёт надежды, но эти надежды и оправдывает. Честно говоря, поэзия в объединении представлена не так ярко. Есть явный поэтический лидер Артём Петров, но вот другие имена назвать не рискну. Не скажу, что их вообще нет, но всё же…

Вторым в списке значится областной литературный клуб «Светунец» имени Вячеслава Богданова при Челябинском отделении Союза писателей России. Возрождённый «Светунец» уже шесть лет работает под руководством Олега Павлова, члена правления писательской организации области. Дело в том, что клуб прерывал свою работу в непростые 90-е. Впрочем, у меня сложилось впечатление, что «Светунец» только закалился в борьбе за своё существование. Ведь старые традиции бережно сохранены, а теперь они преумножены и традициями новыми. Чем же хорош этот клуб? Во-первых, он проводит свои заседания в «писательском доме», и на огонёк часто заглядывают маститые авторы. Во-вторых, руководитель клуба – признанный на Урале поэт и прозаик, как никто другой тонко чувствующий талант и фальшь, профессионально отличающий «алмаз» от «подделки». В-третьих, секции прозы и поэзии работают отдельно, а заседания сопровождаются сообщениями участников о жизни и творчестве писателей, о течениях и жанрах, о современном литературном процессе. В-четвёртых, в этом году заявила о себе ассоциация детских авторов (здесь речь о взрослых писателях, работающих для детей). Ассоциация выпускает детский иллюстрированный журнал «Подорожник». Вышло уже два номера. Об итогах этого эксперимента говорить рано (издание и хвалят, и ругают). Ясно одно: челябинские детские авторы – люди неравнодушные и неутомимые. В-пятых, это единственный из известных мне литклубов, регулярно (как правило, раз в полгода) выпускающий свои альманахи. Да, эти книжки издаются за счёт самих участников. Но многих это устраивает. Ведь далеко не у всех есть амбиции насчёт толстых литературных журналов или популярных литературных интернет-ресурсов. Минусы тоже есть. Имея статус областного, клуб «Светунец» иногда не способен обеспечить всех желающих стульями – так много людей приходит на заседания. А чем больше людей, тем меньше возможности погрузиться в мир автора, который читает своё произведение. Кто-то шумит, кто-то шелестит, кто-то входит-выходит. И ещё одно наблюдение: я заметил, что в клуб приходит довольно много людей, которые таким образом просто скрашивают своё одиночество. Им не очень-то интересно, что пишут они сами и что пишут другие. Им гораздо интереснее обсудить вчерашний футбольный матч или поделиться новым рецептом капустного пирога. Язык не поворачивается назвать этих людей случайными попутчиками. С другой стороны: если нет какого-то единения с целью превзойти творческий уровень самих себя – то о каком развитии может идти речь?

Впрочем, самое время назвать несколько имён, которыми «Светунец» дорожит. Это поэты и прозаики Сергей Рыков, Андрей Середа, Игорь Ильиных, Владимир Кудрявцев, расчудесная детская поэтесса Марина Юрина и другие. Очень радостно, что в последнее время в клубе стало больше молодых лиц.

Теперь я приглашаю вас в литературный клуб «Подводная лодка». Этому клубу немногим более шести лет, но его участники – это креативные, амбициозные, современные литераторы. Все эти годы у руля «ПЛ» стоит бессменный командир – Олег Синицын. Он широко известен как автор пяти поэтических книг, исполнитель лирических и военно-патриотических песен собственного сочинения, издатель, организатор литературного пространства и просветитель. Именно под руководством Олега Синицына (при участии Челябинского отделения Союза писателей России и правительства области) прошло два поэтических фестиваля «Глубина», которые собрали участников более чем из десятка регионов страны. Можно с уверенностью сказать: сегодня в клубе собраны лучшие поэтические силы города. Наталья Деревягина, Наталья Артемьева, Юлия Федотенко, Владимир Тарковский и другие – лауреаты всех (подчёркиваю: всех!) конкурсов и фестивалей, проводимых на Урале. Очень важно добавить: в клубе отслеживают тенденции современной поэзии, находятся в курсе процессов, происходящих в обеих столицах, устраивают сольные и сборные выступления участников на различных площадках города. «Подводники» сами нередко выезжают в другие города (и не только уральские). Наверное, одним из критериев успешности клуба может служить и тот факт, что два замечательных поэта – Эндрю Черкасов и Александр Маниченко – поступили и третий год учатся в Литературном институте имени А.М. Горького в Москве.

Лучше привести здесь несколько строчек из «багажа» участников клуба. Наталья Деревягина была одной из тех, кто основал «Подводную лодку». Критик и поэт Дмитрий Кондрашов называл стиль Натальи «дневниками девушки, живущей в мегаполисе»:

до тебя самолёты пути

          и весёлых пространств вереницы

и нелепые страсти пустых

коридоров и гулких шагов

до меня велогонки дожди

          напряжённые бортпроводницы

и чужие знакомые лица

у моих закадычных врагов…

А вот цитата из стихов Владимира Тарковского. Этим поэтом активно интересуются толстые журналы, его приглашают на телевидение и на круглые столы в ВУЗы Южного Урала. Владимир – яркий представитель поколения двадцатилетних, который демонстрирует свою приверженность уральским поэтическим традициям, одновременно отстраняя их:

Непрерывно кричали чайки и плыли бутылки

С письмами от посиневших на дне моряков,

С электростатическим треском в небесном затылке

Воздух колол обнажённую грудь берегов…

В этих четырёх строчках можно найти то, что и характеризует современную поэзию: расшатанный, но строгий ритм; употребление слов, не характерных для стихов ещё недалёкого прошлого;  образы, расшифровка которых требует усилия читательской мысли; желание сказать то, что без тебя не заметит никто другой.

В «Подводной лодке» работают также секция прозы и секция литературной критики. За литкритику отвечает Леонид Юлдашев – человек, которому не исполнилось и двадцати лет. Однако его считают маститым специалистом и на Урале, и за его пределами (не каждый может похвастаться дружбой с лауреатом Премии имени Андрея Белого Дмитрием Кузьминым).

Что может вам сразу не понравиться? Во-первых, «ПЛ» – единственный из известных мне клубов, где вас не пощадят. Если вы хотите услышать в свой адрес восхваления, то не ходите в «Подводную лодку». Есть все шансы, что от ваших стихов не оставят камня на камне. Так что готовьтесь к худшему. Во-вторых, организация этого клуба не так-то уж и проста: здесь в ходу письменные заявления с просьбой о приёме в члены «ПЛ», за которым следует тайное голосование. Говорят, единогласно ещё никого не приняли. А в-третьих, «Подводная лодка» всё-таки ориентирована на так называемую актуальную (иначе говоря – современную) литературу. Нет, если вы пишите традиционные стихи – милости просим. Но помните: сейчас (в основном) что-то новое говорят те, кто творит вдали от канона. Если в ваших стихах будут давно затёртые и известные истины, но не будет открытий – вас вежливо выслушают, но потом спросят, зачем, же вы всё-таки приходили.

А теперь я познакомлю вас с литературной студией ЧелГУ «Вино-град». Есть что-то доверительное в слове «студия», вам не кажется? Бывать на заседаниях «Вино-града» – одно удовольствие: где ещё увидишь столько молодых, неравнодушных, смелых, талантливых поэтов? Итак, они молоды. Поэтому логично, что поэтов клуба не устраивает сложившаяся система координат, а всякого рода причинно-следственные связи и логические цепочки, доставшиеся в наследство, вызывают у новичков зевоту.

Студия работает третий год. Очень ответственно работает. На свою первую годовщину «виноградари» выпустили сборник стихов «Границы равновесия». Мне посчастливилось написать предисловие к этой книжке. Авторы сборника – будущее русской поэзии (не больше, но и не меньше!). К этому выводу приходишь, познакомившись, например, со стихами Александра Букасева.

говорили, что пальцы болят,

но болела вода между ними,

         зашивая себя наугад

        в наизусть позабытое имя.

 Стихи Саши – это поэзия романтического склада, где непременные эмблемы боли (пальцы болят; завтра умрёте; труха; укол спицы; рубцы; зазоры; насечки; зазубрины; жало) сочетаются с сильным эмоциональным напряжением. Видно, что речь идёт о каких-то душевных переживаниях. Но каков их характер? А адресат? Здесь многое зашифровано. Стихи А.Букасева населены «зонами непрозрачного смысла» (Дмитрий Кузьмин). Надрывно-романтическая интонация выделяет  автора на фоне остальных. А это дорогого стоит.

          Екатерина Демьяненко – наверное, самый известный (в узких кругах) участник студии «Вино-град». Она и победитель, и лауреат, и финалист различных фестивалей и премий. Стихотворная ткань для Демьяненко – это не поле для экспериментов как таковых, а попытка найти новую смысловую связку слов. Тут приходит на ум толкование поэзии как «лучших слов в лучшем порядке» (Сэмюэл Колридж). Несомненные удачи Кати – в коротеньких, неожиданных, пронзительных и парадоксально-правдивых находках:

          И сулили дожди, и сулили потоп…

         Корабельные души сходили на мели,

         Оттого, что ещё не написано то,

        Не прочитано то, что мы не захотели…

Корабельные души, сходящие на мели… Как это здорово сказано! А ведь есть ещё  искусственно сшитые моря; словари, плывущие по почерку жизни; сладкощёкая весна, оцифрованная в дым и многое другое. У поэта всё нанизывается на «не» (не написано, не прочитано, не захотели, не слышать). Мне кажется, что стихи Демьяненко не заканчиваются там, где заканчиваются формально: читателю предоставлено право смоделировать продолжение и окончание этих неявно-сюжетных историй (до смены «не» на противоположный знак).

Мне нравится, что «Вино-град» находится как бы на самоуправлении. Руководит студией Екатерина Демьяненко (она студентка четвёртого курса). Но фактически (так мне показалось) у юных поэтов всё решается коллективом. На заседаниях царит атмосфера всеобщего братства. Тут вы можете и не дождаться критики в свой адрес. Не думаю, что это «плюс». Мне, например, больше по душе беспощадность «подводников». Есть и ещё одна трудность: у «виноградарей» нет чёткого графика заседаний, поэтому надо постоянно быть начеку, чтобы не пропустить приглашение руководителя.

 Последней по списку (но не по значению; давайте исходить из того, что все литературные объединения заслуживают внимания) идёт Литературная мастерская при Фонде культуры Челябинской области. Мастерской руководит известный прозаик Николай Бодров. В работе ЛМ тоже есть особенность: это одновременно и клуб  писателей-фантастов «НЛО». В мастерской должны быть свои мастера. И они есть. К мастерам по праву причисляют Наталью Крупину – детскую писательницу, завоевавшую несколько  лауреатских (в том числе и международных) званий. А ещё Наталья – интересный писатель-фантаст.

Поэтическое крыло ЛМ представляют мастера старшего поколения: Нина Шаламова и Алевтина Терпугова. Это консервативные авторы. Консервативность в данном случае – не упрёк, а комплимент. Ведь иногда устаёшь от футуристических завихрений современной поэзии. Вот строчки из стихотворения Нины Шаламовой:

Поэты, в общем-то, люди странные:

Сегодня – лишние, завтра – главные,

Сегодня – нужные, завтра – чужие,

Сегодня мёртвые, завтра – живые.

Замечательно, не правда ли? Остаётся лишь добавить, что никто и никогда не научит вас сочинять поэмы и романы. Это не под силу ни одному литературному объединению. Литература – это индивидуальная, сложная и ответственная работа, дающая результат при наличии трудолюбия, вкуса и таланта. Впрочем, в нашем деле часто сам процесс важнее результата. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

И – последнее: в нашем городе далеко не пять литературных клубов. Может, их тридцать. А может, и все сто. Они действуют, как правило, при библиотеках, ВУЗах, домах культуры. Каждый желающий обязательно найдёт свой клуб. Надо только захотеть.

 

 

Итак, в сентябре открывают свои двери литературные объединения города. Вас ждут:

* Литературное объединение ЧТЗ имени Михаила Львова. Руководитель Евгений Румянцев. Секции прозы и поэзии занимаются совместно с 11.00 во 2-е и 4-е воскресенья каждого месяца по адресу: ДК ЧТЗ, кабинет №34.

* Областной литературный клуб «Светунец» имени Вячеслава Богданова. Руководитель Олег Павлов. Занятия проводятся с 12.00 в 1-е (поэты) и 3-е (прозаики) воскресенья каждого месяца по адресу: Челябинское отделение Союза писателей России, ул. Советская, дом №67. Ассоциация детских писателей собирается в 4-е воскресенье там же и в то же время. Руководители Владимир Черноземцев и Михаил Шанбатуев.

* Литературный клуб «Подводная лодка» при Издательском доме Олега Синицына. Руководитель Олег Синицын. Секции прозы, поэзии и критики занимаются совместно с 18.00 во 2-й и 4-й четверги каждого месяца по адресу: ул. Либкнехта, дом №2, офис №923.

* Литературная студия «Вино-град» при ЧелГУ. Руководитель Екатерина Демьяненко. Занятия проводятся не реже двух раз в месяц по дополнительному объявлению. E-mail: katede@mail.ru. Пишите, вам ответят. Студийцы собираются в третьем корпусе ЧелГУ (за политехническим институтом).

* Литературная мастерская при Фонде культуры Челябинской области. Руководитель Николай Бодров. Секции прозы, поэзии, научной фантастики занимаются совместно с 12.00 во 2-е и 4-е воскресенья каждого месяца по адресу: Фонд культуры Челябинской области, ул. Пушкина, дом №66, тел. 2660573.        

 

Янис ГРАНТС

 

ЧЕЛОВЕК-ТОПОЛЬ

 

Не просыпаясь, чувствовать, что слеп,

Что веки заковал тяжёлый снег,

Что ноги дали корни, проросли,

Что в венах – вместо крови – сок земли,

Что нет волос - есть крона. Что кора

Сменила кожу. Что галдит с утра

На ветках – на ладонях – стая птиц:

«Простись со всеми, насовсем простись».

 

Вот так лежать, не стряхивая снег.

Я счастлив, что уже не человек.

НЕБО

 

1.

на углу Руставели-Гагарина

было встретиться уговорено.

я пришёл: воротник засаленный,

да и сам-то весь замусоленный.

и качался асфальт, как палуба.

и кончалось на небе крошево.

я так ждал тебя! ждал, и – стало быть –

я не ждал ничего хорошего.

 

2.

и когда ты придёшь когда-нибудь,

и обнимешь меня, продрогшего,

будет солнце зашито зА небо,

будет небо – холстом изношенным.

ты обнимешь меня, продрогшего,

на прощанье.

всего хорошего.

 

3.

зашили, а шва и не видно.

да, видно, зашили ланцет.

боль зреет. растёт грибовидно,

и сеет свой атомный след.

мне легче, твержу я, мне легче.

мне чуть потерпеть. выждать лишь.

 

и небо – как зеркало крыш.

и время – всё лечит и лечит.

и ты – всё болишь и болишь.