Инна Забелкина, укротительница львов: «Мне всегда хотелось чего-то душевного»

27.12.2017 21:07
Автор: Виктория Олиферчук
В семь лет она впервые попыталась войти в клетку ко львам, с которыми работала сама Бугримова, легенда советского цирка. Девчонку поймали на полпути. После представления укротительница потребовала привести отважную малышку. «Сначала подрасти немножко, а лет через десять приходи», - напутствовала Ирина Николаевна, надеясь, что за это время блажь пройдет. Не прошла. Через 20 лет к Борису Бирюкову, ученику прославленной дрессировщицы, пришла высокая девушка: «Я от Бугримовой».
Инна Забелкина, укротительница львов: «Мне всегда хотелось чего-то душевного»*
Пролог

Занимательную историю рассказал руководитель программы «Жираф-шоу» Роман Гармаш, пока мы плутали по цирковым коридорам в поисках звезды.

- Ой, Инна у нас такая скромная, слова лишнего не скажет, - переживает начальник. – А ведь она делает потрясающие вещи, протаптывает дорожки, по которым потом идут множество последователей.

- Например?

- Ну… был такой фильм, еще советский, «Сегодня – новый аттракцион», где показывается почти фантастический трюк – тигры без клетки. Инна взяла и сделала этот трюк реально, в цирке, стала первооткрывательницей жанра. Она все время ищет что-то новое, пробует, экспериментирует. Работала с крокодилом – ну и что? Многие сейчас это делают. У нее шоу было просто суперкассовое, знаете почему? Она единственная могла засунуть голову в пасть крокодила! У нее даже прозвище было Инна-голова, - подмигивает Роман и шумит в строну закулисья: - Инна-голова, ау! Мы тебя ждем! – не дожидаясь отклика, торопится продолжить: - Пока сидела в декрете с детьми, время прошло, трюки устарели. Что делать? Поехала за границу. Вернулась с Багиром. Мы ахнули! В СССР, в принципе, был опыт работы с жирафами, но не слишком удачный. Даже за границей его используют больше для красоты: прошел пару кругов и достаточно. Инна научила его подавать лапу, то есть ногу, освоила верховую езду на жирафе. Потом появился носорог, который вообще не поддается дрессировке. Даже нет методики работы с этими животными, потому что никто никогда их не дрессировал, а Инна работает! Это просто человек-успех. Можете мне поверить, я как продюсер вам говорю. В этом отношении они с Бугримовой похожи: та тоже ломала стереотипы, пренебрегала запретами. Вы знаете, что в СССР были запрещены трюки с риском для жизни? В частности, этот знаменитый трюк – голова в пасти льва. А Бугримова это делала, и когда ее пытались призвать к ответу, говорила: «Вот пусть они зайдут ко мне в клетку и запретят!» Никто из чиновников не рискнул, - смеется Роман.

Балет и цирк – две вещи совместимые

- Инна, ну ты где? – снова взывает Гармаш.

- Да здесь я, - мягкий голос сверху, дрессировщица спускается по ступенькам бесшумно, по-кошачьи.

- Вы случайно танцами не занимались? – пытает моя коллега, бывшая танцовщица.

- Я окончила хореографическое училище, - признается героиня. – И даже работала какое-то время в Казанской филармонии (Инна родом из Казани. – Авт.)

- А почему не в балете?

- Да потому что вымахала под 178 плюс пуанты, партнера не нашли, вот и пошла в народный коллектив, - вот прав был Гармаш, звезда оказалась немногословной и даже застенчивой.

- Встречу с Бугримовой помните? Или это все байки Романа Гармаша?

- Нет, встреча действительно была. Мама меня с детства в цирк водила, в тот раз мы сидели на первом ряду, в какой-то момент я встала и подошла прямо к клетке. Помню, как были в гримерке, как Бугримова объясняла, как это сложно, опасно, но я была упрямым ребенком, это меня лишь подстегнуло.

- А как в цирк-то попали после филармонии?

- Да я уже толком и не помню… - задумалась на секунду. - Так получилось, мне предложили купить удава, а я подумала: какой интересный танец можно придумать со змеей! Сделала, правда, там больше было танцев и акробатики, чем дрессуры. Пришла с этим номером в цирк – тогда уже началось новое время, появились всякие кооперативы, артистов набирали, на дипломы особо не смотрели, но для меня это стало возможностью реализовать себя.

- Крокодил был номером вторым? Как вам удалось с ним договориться? Крокодилов в цирке сейчас много, но по большей части для интерьера. Но вот чтобы так – голову в пасть…

- Крокодил попал ко мне через десятые руки, был очень ручной. Сама была удивлена: он чуть ли на кличку не отзывался. Вообще, крокодилы не самые лучшие артисты, им бы покушать да поваляться.

- Говорят, челюсти у них смыкаются с силой в целую тонну! А вы - голову в пасть?

- Ну вот как-то он терпел меня, - улыбается Инна. – Самки же переносят детенышей в пасти, не причиняя им вреда.

Кнут или пряник?

Вот так и началась цирковая карьера Инны Забелкиной – с хладнокровных пресмыкающихся.

- Но мне всегда хотелось чего-то душевного, - рассуждает дрессировщица. – Мое животное – лев, он мне по душе, мне нравятся его повадки, нравится, что он тянется к нам, поскольку привык жить в стае. Подходишь к клетке - он ластится. Тигр все-таки одиночка по природе, он сам по себе, ему все равно, а льву общество необходимо.

- Вы с ними общаетесь, как с детьми малыми, прямо сюсюкаете. До вас в нашем цирке был аттракцион «12 тигров», дрессировщик очень заслуженный, известный, был настроен категорично: «Это хищники. Никакой любви или привязанности они не могут испытывать».

- Николай Карпович (Инна безошибочно узнала Николая Павленко) – представитель другой школы, жесткой, дистанционной дрессуры. Сейчас многие приходят к контактной дрессуре, когда с животным пытаются договориться. Это менее травматичная методика, которая мне больше нравится.

- Берберовы тоже пытались договориться с животными, но все закончилось трагедией.

- Дикий зверь – это совершенное иное существо. Только животное, в третьем поколении живущее в неволе, может выступать в цирке. Таков закон.

- Это еще зависит от характера самого животного, - вклинивается Роман. – У нас работал один лев-красавец, но нам пришлось вернуть его в зоопарк, уж слишком он по-львиному воспринимал все происходящее в клетке. В таком случае лучше не рисковать.

- Но вы же рискнули и сделали номер «Львы без клетки», кстати, где его можно посмотреть?

- Уже нигде. Он шел один сезон в цирке Никулина, а потом мы решили все-таки не рисковать.

Кто в клетке хозяин?

В кошачьей компании белые лев и тигр, и парочка рыжих усатых-полосатых.

- Вы соединяете львов и тигров, принципы работы с ними одинаковые?

- Методы одни, животные разные. Тигры жутко прыгучие, пластичные, им нравится прыгать, ходить по шесту. Лев – животное партерное, статичное: «Вот он я, любуйтесь на меня!»

- Лев животное коллективное, тигры одиночки. Как в вашей стае определяется иерархия, кто главный?

- Дрессировщик. Звери постоянно об этом должны помнить, а ты должен поддерживать это внутреннее превосходство – они все прекрасно чувствуют. Ты заходишь - они мгновенно тебя просвечивают.

- Откуда ваши красавцы?

- Рыжие – бенгальские, белые – из Африки.

- Подождите, но ведь тигры в Африке не водятся, откуда белый тигр?

- Их специально разводят в питомнике именно в Африке.

- Любимчик, конечно, лев?

- Не угадали, Петрик – белый тигр. Мы с ним начинали, больше всех возилась, наверное, поэтому.

- Ревнует, когда работаете с другими животными?

- Бывает, поэтому прежде всего я подхожу к нему.

- Детский вопрос: кто сильнее – лев или тигр?

- Ну-у-у… - замешкалась, – наверное, все-таки лев. Он крупнее и более крепкий, коренастый, что ли. А вообще никто этого не проверял.

Самый толстокожий и самый длинношеий

DSC_0025.JPG

Под опекой Забелкиной не только разноцветная кошачья компания, но еще жираф с носорогом – и все в одной программе. Последний, кстати, прошел боевое крещение именно на челябинской арене.

- Это было шесть лет назад, у вас прошло его первое выступление. Здесь он нашел себе подружку - собаку Белку, с которой не расстается до сих пор. Еще щенком она забегала к нему в вольер, вставала на задние лапы и облизывала нос, губы, пыталась до ушей дотянуться. Мы сначала боялись, вдруг наступит, мало ли, но Бонни замирал и буквально млел от такого внимания. С тех пор процедура продолжается каждый день, - смеется Инна.

- В прошлый раз Роман отрекомендовал: «Три тонны красоты и обаяния». А в зоологических энциклопедиях пишут, что носороги не слишком умные и уж совсем не добрые существа.

- Это не про нашего Бонничку. После того как нам пришлось его выкармливать, мы стали его семьей. Ему всего семь лет, в природе он еще должен с мамой ходить. Он все прекрасно понимает, откликается, реагирует на интонацию и даже может обидеться – придет в вольер, повернется спиной и ждет, когда его начнут уговаривать.

- А про толстую кожу правда или тоже враки?

- Правда, но ласку он тоже любит, когда почесывают за ушками, у него животик мягкий, а самое нежное место – губы.

Носорожьей школы дрессуры в России нет, впрочем, как и жирафьей, что не мешает Забелкиной успешно работать с этими животными.

- Мы смотрели записи выступлений в европейских цирках. Как правило, там не слишком заморачиваются, в основном идет демонстрация. Наша школа требует трюковой части, в этом отношении наша программа более зрелищная.

Но про зрелище рассказывать не будем, увидеть носорога, а тем более жирафа на арене цирка – большая удача. Советуем не тратить зря время на каникулах, а непременно сходить в цирк.

- У нас Дед Мороз со Снегурочкой будут и всякие чудеса, - обещает Инна и просит передать поздравление всем челябинцам: - Желаю в год Собаки любви! К цирку, к животным, к искусству, друг к другу и только хороших впечатлений от встречи с прекрасным. С Новым годом!

Фото: Людмила Потапова