Поиск

Божий свет поэзии

21.04.2009 00:00
Автор: Кирилл Белоусов
Существует целая плеяда современной православной поэзии. Это мир искренности Игоря Талькова, покаяния Светланы Копыловой, «Русской Голгофы» Жанны Бичевской, грустного романтизма Олега Скобли. Не менее достойной представительницей этой сферы является наша челябинская поэтесса Лилия Кулешова.
Божий свет поэзии*
не наше

Существует целая плеяда современной православной поэзии. Это мир искренности Игоря Талькова, покаяния Светланы Копыловой, «Русской Голгофы» Жанны Бичевской, грустного романтизма Олега Скобли. Не менее достойной представительницей этой сферы является наша челябинская поэтесса Лилия Кулешова.

Лилия Владимировна – филолог, член Союза писателей России с 1994 года, автор девяти стихотворных сборников «Прощеное воскресенье», «Яблочный Спас», «Свет Рождества», «От свечи до свечи», «Преображенный мир», «Память о рае», «Венец небесный», «Радость моя», «Свете тихий». Возглавляет литературное объединение ЮУрГУ «Студенческий Парнас». Проводит в университете мастер-классы и фестивали поэзии. Поэтесса награждена титулом лауреата Пушкинского фестиваля искусств «С веком наравне», дипломом Министерства образования и науки в номинации «поэзия». «Я эту жизнь по слогам учу, хоть и нескоро пойму: лучше зажечь в темноте свечу, чем обличать тьму».

Лилия Владимировна родилась на Ладожской земле, вблизи деревни Кобона. Со стороны матери ее предками были ладожские рыбаки. Но со стороны отца – офицера – уральские казаки. Поэтому Кулешовы переехали на Урал, где жили родители отца. Такие необыкновенные люди, как Лилия Владимировна, никогда в своей жизни не чувствуют одиночества – с ними «Божий день, его живого сердца речь живая». Они черпают благодать, находясь у распятья в Божьем храме, путешествуя по святым местам. Мы, миряне, стонем от любых жизненных неурядиц, а православная поэтесса Лилия Кулешова почитает их за счастье – «значит Господь не оставил меня, если от скорби до скорби, Бог не дает мне пропасть без огня, светится воздухом горним». Она говорит, что «поэт – это тот ломоть, что Бог отрезал, чтобы насытить остальных».

Лилия Кулешова рассказывает о творческом мире, который она создает в своих произведениях. - Ключевые понятия этого мира, заложенные в наши гены с Крещением Руси, в прошлом тысячелетии: смирение, совесть‚ терпение, сочувствие, сопереживание, милосердие, прощение, образ Божий. Это сфера, полная солнца, воздуха, любви ко всему живому. Яркие метафоры приводят туда, где соединяются мир видимый и невидимый. Происходит передача духовной энергии автора своему читателю. Возникает ощущение, что, душа с душою говорит, когда раскрывается особая красота и одухотворенность мира. Преображая мир вокруг себя, привнося в него красоту и гармонию, моя лирическая героиня приближается к природе – Богу – и может подниматься на такую высоту, с которой виден весь мир. Стихи могут лечить душу, если в них есть свет и любовь. Сам Гоголь говорил о том, что литература должна стать «незримой ступенью к христианству». Став православной, я в каждом явлении, событии стала ощущать промысел Господа. Для меня путь христианина – и трудный, и радостный, и благодатный путь.

После краткого знакомства с творчеством Лилии Владимировны, понимаешь, что у нее необыкновенно широкий кругозор: она пишет о святом таинстве православной любви, об уральской одухотворенной природе. О колокольном острове благочестия – Валааме. О святом праведном Симеоне Верхотурском, жившем на Урале четыре века назад, подвизавшимся в служении Богу и ставшим истинным светильником христианской веры и благочестия. «О трех берегах Светлой Троицы Бога небесного». О Святых Царственных страстотерпцах. Поэтесса художественно переосмысливает духовную историю русского народа. В ее произведениях божественное и земное сливаются воедино. К слову, больше всего в творчестве Кулешовой меня поражает образ последнего императора России - Николай II предстает в ее стихах как живой: «Благоуханьем божественной речи сам Государь, его ласковый голос миром – сердца покаянные лечит!» Святой Серафим Саровский: «Последний наш царь меня в Боге прославит, Царя же за веру прославит сам Бог».

Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов
с теплотою отозвался о творчестве Лилии Кулешовой: -Поэма о Святых Царственных страстотерпцах не случайно родилась на уральской земле. Она появилась именно там, где был совершен грех цареубийства. В те грозные годы гибели царя и его семьи темные силы пытались уничтожить Россию Православную, чтобы образовать безбожное, богоборческое государство. И для скорейшего уничтожения России надо было уничтожить Помазанника Божьего, благочестивого Государя. Царь Николай II был настоящим христианином, почитавшим русские Святыни. В царствование Николая II состоялось прославление многих Святых земли Русской, были построены сотни храмов и монастырей, развивались церковно-приходские школы. Каждый свой день он начинал с молитвы, на каждое дело просил благословения Божия, а его семья была как «малая церковь», где соблюдались Христовы заповеди и православные обряды. Вера царя, его христианское отношение к испытаниям, его любовь к своей семье являются примером для каждого христианина. Не желая стать причиной раздоров и кровопролития на Руси, царь сложил с себя царский венец, и это была необходимая жертва для блага России. Сегодня мы надеемся на возрождение страны, за которую предстательствуют перед Престолом Господним Царь-мученик и Царственные Страстотерпцы, и свято верим, что их молитва спасет Русскую землю от бедствий, войн, раздора и разлада. «Любил Государь этот мир боголепный и звон колокольный в сияньи зари, крещенья, венчанья, святые молебны, соборы, обители, монастыри». Действительно, «кровью мучеников омыта земля уральская: это боль России, это ее надежда». И все же, многие не смогут растопить лед в своих сердцах. Несмотря на то, что «как Божий сын, он выпил чашу боли, но искушенье зла преодолел. Он поступился собственную волей, чтобы явить нам правду Божьих дел».

Несмотря на то, что: «Царь – как Христовой любви воплощенье! Чудо икона, родная святыня, лечит Россию слезами прощенья». Несмотря на то, что в наши дни нам грозит медленное вырождение, исчезновение нашего народа через утрату языка, веры, желания оставить потомков, преемников нашей воли к спасению страны. Святые не раз сплачивали русский народ перед лицом смерти. Нам необходимо забыть о распрях и междоусобицах. Православным следует сплотиться вокруг самого верного их заступника у престола Божьего – варварски преданного смерти, во имя искупления наших грехов. «Царь устоял перед соблазнами, и устоит его земля».

«Не обрубили нам корни державные: дерево жизни цветет на земле. Живо оно покаянною жатвою, светлой молитвой о русском царе!» Давайте же покаемся во грехах своих перед царственными страстотерпцами, и обратимся к ним за помощью в деле спасения нашей родины. Святой Царь Николай в своих страданиях был подобен Христу. Только страдал он за один русский народ: «жизнь свою отдал он для страны, чтобы мир пришел в ее обитель», а Спаситель принял крестную смерть за все человечество. «Праведный царь, Богом данный помазанник, Истинной жизни живая вода. Мы виноваты и сердцем, и разумом в том, что сошла на Россию беда». «Звон колокольный звучит над Россией в память их жертвы кровной: Николая, Александры, Марии, Ольги, Татьяны, Анастасии».

Царская семья – достойна того, чтобы быть знаменем духовного возрождения России, объединения православного мира. Недавно у нее вышла книга-сборник «Свете тихий», посвященная 125-летию духовного служения Свято-Симеоновского кафедрального собора. Эта книга соединила в себе три поэмы: «О святом праведном Симеоне Верхотурском», «Венец небесный», «Колокольный остров», а также избранную духовную лирику. В творческих планах Лилии Кулешовой плодотворная работа над новым произведением о святом преподобном Серафиме Саровском, светоче русской земли, корабле, кормчим которого был Сам Спаситель.