Поиск

Южноуральские эксперты поспорили об альтернативном образовании

03.11.2017 12:42
Автор: Сергей Шумаков
Проблемы альтернативного образования стали темой для обсуждения в сигарном клубе Aroma de Cuba. Все эксперты высказались за важность образования, отличного от школьного, но педагоги и работодатели смотрят на этот вопрос совершенно по-разному. Педагоги говорят о «инновационности» и «практикоориентированности» среднего образования, а работодатели совершенно не удовлетворены качеством подготовки школьников и создают собственные школы и кружки.
Южноуральские эксперты поспорили об альтернативном образовании*
Открывая дискуссию, один из основателей сигарного клуба, председатель регионального отделения АСИ Дмитрий Довженко сообщил, что тему альтернативного образования продвигают его коллеги из Москвы. «Сегодня мы говорим о важности человеческого капитала. Сначала детский садик, потом – школа, универ. Есть вопрос, существует ли альтернативное образование, которое человек может получить. Когда молодой человек выходит в жизнь, он теряется. Можно ли правильнее подготовить к жизни, уметь делать анализ?».

Заместитель председателя Комитета по делам образования Челябинска Лариса Манекина отметила, что в законе об образовании нет такого понятия, как альтернативное образования, однако есть его формы: это обучение в образовательной организации, вне образовательной организации и семейное образование. По словам представителя администрации, сейчас на семейном образовании в Челябинске находятся ребята из 270 семей.

Семейное образование имеет право на существование, уверена член Общественной палаты Челябинской области Елена Сыркина. Причиной перехода на такую форму может стать, своеобразный образ жизни семьи. Например, те, кто занимаются фермерством, имеют возможность нанять частных педагогов. Также заниматься на дому проще, когда в семье растут одаренные дети, которым стандартные условия общего образования не подходят. Но все равно у семейного образования есть много проблем.

«Во-первых, это методически не подкреплено. Не все школы оказывают семейное образование. Плюс дети не числятся ни в каких списках, теряют ряд льгот, возникает проблема в статусе такого ребенка», – объяснила Елена Сыркина.

Лариса Манекина также добавила, что из-за разницы в методиках образования дети, выпавшие из системы общего образования, часто испытывают проблемы, когда проходят обязательную итоговую аттестацию. Если ребенок не сдает один или несколько предметов, то пересдать их сможет уже только через год, то есть время до следующей итоговой аттестации у такого ученика просто будет потеряно.

Она также обратила внимание, что сейчас федеральный госстандарт образования поменялся в лучшую сторону. Теперь задан переход на проектную деятельность детей, появились другие требования к применяемым технологиями. Поэтому и создаются в области и по всей стране различные кванториумы и технопарки.

По мнению директора гимназии №1 Дамира Тимерханова, изменения госстандарта пока еще не решили главной проблемы современного образования – отсутствия практикоориентированности. По словам эксперта, нужно посмотреть, как эта система выстроена в других странах.

«В Германии очень жесткая сегрегация. В определенном возрасте отсекаются дети, которые пойдут в техникумы и в ПТУ, на каком-то – которые пойдут в вузы. Высшее образование, кстати, у нас хромает. Например, для специалистов IT-сферы в высшем образовании перспектив нет», – заявил Дамир Тимерханов.

Его слова подтвердил руководитель компании «ТРИДИВИ» Дмитрий Морозов. Он объяснил, что компания и рады бы брать молодых специалистов, которые вышли из южноуральских вузов, но у них недостаточный уровень подготовки. Для того, чтобы «вырастить» будущих спецов пришлось организовать частную школу, которая готовят программистов. Туда принимают ребят с 7 лет. По словам Морозова, ученики такой частной школы уже в 10 лет могут разработать приложения для смартфонов. Также организована бесплатная школа для студентов.

Подводя итог встречи, участники сигарного клуба сошлись на мнении, что самообразование все-таки играет не последнюю роль по ряду направлений, так как система общего образования часто бывает не достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на вызовы времени.

Фото Людмилы Потаповой