Поиск

Вся министерская рать ….

14.05.2010 00:00
Автор: Владимир Филичкин
В далеком 2000 году первый заместитель губернатора области Владимир Уткин писал первому заместителю ЗАКСа Владимиру Мазулю: «Сегодня как никогда ощущается объективная потребность создания жесткого детально регламентированного механизма управления и контроля государственной собственностью Челябинской области».
Вся министерская рать ….*
не наше

«Затраты увеличиваются
на сумму дополнительных доходов»

Второй закон Паркинсона

В далеком 2000 году первый заместитель губернатора области Владимир Уткин писал первому заместителю ЗАКСа Владимиру Мазулю: «Сегодня как никогда ощущается объективная потребность создания жесткого детально регламентированного механизма управления и контроля государственной собственностью Челябинской области». Предлагались и подходы к реализации управления собственностью, дающие возможность конкретизировать нормативно-правовые документы, которые позволили бы взять под контроль:

1. Государственные унитарные предприятия.
2. Государственные учреждения.
3. Предприятия государственной формы собственности, пакеты акций, уставные капиталы которых находятся в собственности Челябинской области.

В то время из действующих государственных унитарных предприятий области лекарственное обеспечение составляло 61%, сельское хозяйство и продовольствие – 8%, дорожное хозяйство – 10%, геология – 8%, торговля и услуги – 4%. Только за 9 месяцев 1999 года балансовая прибыль ста государственных унитарных предприятий достигла 36,4 млн рублей.
Областной закон «О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в госсобственности Челябинской области», о котором мечтала исполнительная власть, был принят только 18 декабря 2003 года (№ 207-30). Правда, за прошедшее время пришлось внести в него шесть изменений и дополнений, но это обычное дело: меняются обстоятельства, а корректируются законы…

Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» был принят 14 ноября 2002 года (№ 161-ФЗ). В статье 27 закона было определено, что «унитарное предприятие обязано опубликовать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или правовыми актами РФ». А в областном законе в ст. 21 о публикации отчетности нет ни слова, вместо этого в п. 3 установлено, что: «Областные унитарные предприятия по окончании отчетного периода представляют исполнительному органу по управлению имуществом утвержденную отраслевым органом исполнительной власти области бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется правительством Челябинской области».

Дальнейшим развитием управления государственными унитарными предприятиями стало принятие постановления правительства Челябинской области «О ведомственной принадлежности государственных унитарных предприятий Челябинской области» от 19 мая 2005 года № 70-п.

В нем на органы исполнительной власти были возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики области. Так, министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства было выделено в подчинение 20 ГУПов, министерству здравоохранения – 13, главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций – 12, министерству сельского хозяйства – 11, министерству промышленности и природных ресурсов – 3 и министерству экономического развития Челябинской области – 2 ГУПа.

В 2005 году были опубликованы критерии оценки деятельности губернаторов, разработанные администрацией президента. Всего таких критериев получилось тридцать. Но особый интерес представляют два: «Темп изменения объема поступления доходов от использования имущества, находящегося в собственности региона» и «Темп изменения доли убыточных государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности региона». Губернаторы прочитали и приняли к сведению…
Однако это не остановило рост числа предприятий. Если в 2004 году в нашей области было 218 областных ГУПов и государственных учреждений, то в 2005-м – 325, в 2006-м – 504, в 2007-м – 498, в 2008-м – 477.

По данным министерства экономического развития на 1 января 2009 года, общая остаточная стоимость имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, составила 31,3 млрд рублей. Это притом, что стоимость имущества с учетом государственной казны Челябинской области составляла всего 40,8 млрд рублей. В прошлом году по итогам финансово-хозяйственной деятельности областными ГУПами было перечислено 23,1 млн рублей при плане 20 млн рублей. Если эту сумму разделить на все ГУПы, то на каждое предприятие получится всего около 300 тысяч рублей.
За это же время были осуществлены мероприятия по приватизации двух ОГУП путем их преобразования в открытые акционерные общества, а также был проведен аудит аж двух предприятий…

Одной из важнейших задач правительства Челябинской области в сфере управления государственным имуществом в 2010 году министерство экономического образования считает «оптимизацию численности государственных унитарных предприятий в области»… Но никто не знает, какова эта самая оптимальная численность.

В соответствии с действующим законодательством ГУПы создаются при необходимости решения социальных задач, в том числе реализации определенных товаров, услуг по минимальным ценам, организации и проведении закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности региона. Унитарные предприятия вправе открывать банковские счета на территории России и за ее пределами. Являясь коммерческими предприятиями и финансируемые из бюджета, ГУПы практически бесконтрольны, что подтверждается многочисленными «подвигами» руководителей «Продкорпорации». Финансово-хозяйственная деятельность унитарных предприятий покрыта завесой секретности, как своеобразный ГУПспецназ.

Нам случайно попало распоряжение губернатора области № 1634-р от 24 октября 2005 года. Пункт первый гласит: «Выделить министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (В.Ю. Шопов) средства в сумме 200 миллионов рублей за счет дополнительных доходов областного бюджета на 2005 год для оказания финансовой помощи в форме субсидии муниципальному образованию «Челябинский городской округ», в том числе на:

1. Строительство первого пускового участка линии метрополитена в Челябинске – 93 000,0 тыс. рублей.
2. Приобретение вспомогательного оборудования и механизмов для доукомплектования тоннелепроходческого комплекса «Ловат» – 102 000,0 тыс. рублей.
3. Проектно-изыскательные работы, в том числе проведение исследования пассажиропотоков на первом пусковом участке линии метрополитена в городе Челябинске – 5000,0 тыс. рублей.

В этом распоряжении сплошные загадки. Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы страны, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В этом случае должна быть определена доля муниципального образования. Но фактически средства в объеме 200 миллионов рублей выделялись министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, а не Челябинскому городскому округу. Кроме того, в соответствии со ст. 71 Бюджетного кодекса все закупки товаров, работ и услуг бюджетными организациями осуществляются исключительно на основе государственных контрактов.

Для оценки возможностей министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства выполнить распоряжение губернатора области мы составили приблизительную схему управления унитарными предприятиями в 2005 году (см. схему № 1):

Схема 1

Приобретение вспомогательного оборудования можно отнести к ГУПу «Управление материально-технического обеспечения дорожного хозяйства». А проектно-изыскательные работы мог бы взять на себя ГУП «Проектно-изыскательный институт «Челябдор». Но возможны и другие варианты, при которых перечисленные унитарные предприятия будут выступать в качестве заказчиков…

Не менее интересна и вероятна схема движения финансовых средств (см. схему № 2).

Схема 2

В итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2009 году в нескольких строчках доложено: «Во исполнение прогнозного плана приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, на 2009 – 2011 годы в уставный капитал ОАО «Челябметрострой» было внесено горнопроходческое оборудование на сумму 31 млн руб».