Вместе или врозь?

13.01.2010 00:00
Автор: Юрий Орлов
Будущее Сосновского района неразрывно связано с Челябинском. С советских времен главной задачей района было обеспечивать сельскохозяйственной продукцией столицу Южного Урала. Предприятия района снабжали молоком и овощами больницы, детские сады и школы Челябинска, продавали картофель и мясо горожанам.
Вместе или врозь?*

Будущее Сосновского района неразрывно связано с Челябинском 

С советских времен главной задачей Сосновского района было обеспечивать сельскохозяйственной продукцией столицу Южного Урала. Предприятия района снабжали молоком и овощами больницы, детские сады и школы Челябинска, продавали картофель и мясо горожанам.

Надо сказать, что на этом поприще сосновцы достигли больших успехов. В свое время Сосновский район производил 80 тысяч тонн молока, а общая численность крупного рогатого скота составляла 25 тысяч голов.

Именно в Сосновском районе академик ВАСХНИЛ Арзуманян в содружестве с молодым тогда Виктором Николаевичем Лазаренко вывели уникальную «уральскую черно-пеструю» породу коров. В результате многих лет упорного труда ученых и крестьян появились коровы, идеально приспособленные к суровым уральским условиям и местным кормам. Одна из них, по кличке «Волга», поставила мировой рекорд – 18 тыс. литров молока за лактацию при жирности 3,9 процента. Другая, по кличке «Арза», отличилась другим: она сохраняла продуктивность 18 лет, принося в каждом приплоде по 2 телочки. И это при удойности 15 тыс. литров молока с жирностью 5 процентов. 
Целые хозяйства специализировались на овощеводстве. С 5 тысяч гектаров, отведенных под картофель, сосновцы собирали по 100 тысяч тонн продукции. 

Под капусту, морковь и свеклу отдавалось 3 тысячи гектаров. Вспомним, только одно звено на северном отделении совхоза «Митрофановский», во главе кавалером 2-х орденов боевой славы и 2-х орденов трудовой славы Михаилом Нуризяном, которого в народе звали просто «дядей Мишей», со 100 га собирало 3 тысячи тонн моркови.

Челябинцы получали молоко, мясо и овощи по приемлемым ценам, крестьяне – приличные деньги. Многие помнят, как на торжественных собраниях в старые добрые времена всегда присутствовали представители властей областного центра. Потому что все прекрасно понимали – без взаимовыгодного, равноправного сотрудничества таких успехов не достичь.

Кому, спрашивается, было плохо?
И кому понадобилось все это менять?

Как нам сообщил председатель Совета общественности Сосновского района Алексей Афанасьев рьше под фураж засевали 80 тысяч гектаров – теперь 12 тысяч. Потому что уникальные «черно-пестрые» пошли под нож – из 25 тысяч голов осталось всего 3 тысячи. Перестали платить зарплату – и селяне кинулись батрачить в город. Именно батрачить – на самые низкооплачиваемые должности. Были доярки – стали уборщицы. Были механизаторы – стали подсобники. Из Киржакуля возят автобусом на завод ЖБИ. Из Смолино – на работу в Каштак. А ведь еще недавно еще посмотреть надо было, кто лучше жил – киржакульцы или челябинцы…

В районе практически не осталось людей таких славных профессий как доярки, механизаторов и овощеводов. Коров доят китайцы и таджики. В качестве механизаторов используют студентов из ЧИЭМСХ. Селянам понятен весь ужас ситуации. Для тех, кто хоть немного разбирается в сельском хозяйстве, понятен весь ужас ситуации. Раньше в ходе практики студенты-аграрники год за годом под руководством опытных механизаторов постигали азы этой сложной, изобилующей нюансами работы. А теперь… Не имя должных навыков и опыта на поля выходят студенты и гастарбайтеры, понятно, что все это вдет к низкому качеству посевных работ и как следствие – к низким урожаям.

Перед выборами, помнится, кто-то обещал сосновским избирателям устроить из района она чуть ли не отдельно взятые Арабские Эмираты. Что район под их чутким руководством невыразимо расцветет. Кричал, что челябинцы хотят захватить сосновские земли и чуть ли не превратить крестьян в рабов. 
И что получилось? В 1990-х, самых сложных для российской экономики годах, сельское хозяйство Сосновского района выжило благодаря накопленному за годы былого сотрудничества заделу. А в 2000-х годах, когда ситуация вроде бы стабилизировалась, все рушится… 

Не получилось Эмиратов, такая вот штука! А если и получились, то уж очень отдельные: власть предержащие строят коттеджи, покупают дорогие машины и отдыхают в Таиланде. Турция для сосновских районных эмиров – рабоче-крестьянский курорт. 

А когда говорят, что селяне не хотят работать – ложь. Сегодня селяне с доброй завистью смотрят на Челябинск – они видят, как там все меняется к лучшему. Фермеры, хозяйства и люди Сосновского района хотят работать. И зарабатывать. При этом прекрасно понимая, что это возможно только в тесной связке с городом.