Поиск

Цены на топливо не должны быть политическим инструментом

27.12.2010 10:50
Автор: Владимир Филичкин
Премьер-министр РФ Владимир Путин недавно заявил в ходе прямой линии, что тарифы ЖКХ в будущем году вырастут в среднем на 13%, тогда как в текущем году они уже выросли на 15%. Соответственно планируется и очередное увеличение цен на бензин, и дизельное топливо. Причем в отдельных регионах абсолютно не урегулированы проблемы с поставщиками этих ресурсов. «Что это такое, когда в одном регионе государственные структуры покупают бензин с разницей до 30%? Мы понимаем, куда эти 30% идут», — заявил Дмитрий Медведев в ходе видеоконференции (цитата по РИА Новости).
Цены на  топливо не должны быть политическим инструментом*

         Премьер-министр РФ Владимир Путин недавно заявил в ходе прямой линии, что тарифы ЖКХ в будущем году вырастут в среднем на 13%, тогда как в текущем году они уже выросли на 15%. Соответственно планируется и очередное увеличение цен на бензин, и дизельное топливо.   Причем в отдельных регионах абсолютно не урегулированы проблемы с поставщиками этих ресурсов. «Что это такое, когда в одном регионе государственные структуры покупают бензин с разницей до 30%? Мы понимаем, куда эти 30% идут», — заявил Дмитрий Медведев в ходе видеоконференции (цитата по РИА Новости). Этот же вопрос по мнению президента должна проконтролировать и Генеральная прокуратура.

Напомним, что жесткая рекомендация премьера «не увеличивать нагрузку на граждан» прозвучала на днях на совещании в Белом доме. Владимир Путин призвал тогда естественные монополии и коммунальщиков пойти «по пути ограничения роста издержек и цен» и сдержать инфляцию.

Понятно, что в России существуют глубокие исторические корни неэффективности абсолютно любой человеческой деятельности. Сначала 240 лет мы сидели под игом, потом началось крепостное право, которое в историческом и генетическом масштабах времени закончилось совсем недавно. И то и другое не предполагало творческого и инициативного труда людей, населяющих эту территорию. А историческая память, это генетика. Отбирались, то есть выживали, те, кто не высовывался, а тихо исполнял свою повинность.

Вот и сегодня вполне, очевидно, что чем больше властью прилагается усилий к борьбе с коррупцией, чем больше вертикаль власти организует самых разных антикорупционных комитетов, тем ярче коррупция расцветает, покрывая всю страну пышными цветами плесени. Об этом, как ни что иное, свидетельствует всё ускоряющееся продвижение России в рейтинге мировой коррупции от Transparency International. До вершины мирового рейтинга коррупции, стране осталось всего насколько небольших шажков. Борьба с коррупцией у нас давно превратилась в банальное перераспределение потоков воровства.

 Антикоррупционная деятельность в России, по мнению сатириков всё больше напоминает борьбу "нанайских мальчиков" - когда актёр одевает по шароварам на руки и на ноги, на спину привязывает две шапки, становиться на четвереньки и демонстрирует активную борьбу двух мальчиков. Исход такой борьбы известен - потеха для зрителей, как, впрочем, и сама борьба с коррупцией в России.

По неоспоренной оценке Алексея Навального, общая сумма растраты только при строительстве топливного трубопровода ВСТО "Восточная Сибирь - Тихий океан" - не менее $4 млрд. Расчеты им были сделаны на основании опубликованных документов, экспертных оценок и публикаций СМИ. А всего ОАО АК "Транснефть" по мнению экспертов, потратила на строительство только первой очереди трубопровода ВСТО не менее 381 миллиард рублей. Понятно, что компенсация подобных значительных расходов должна привести к перманентному росту цен на автомобильное топливо.

"Транснефть" - крупнейшая в мире трубопроводная компания последние годы является естественным монополистом, осуществляющим транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам. Она владеет 48,7 тысячами километров магистральных нефтепроводов. Стоимость услуг, оказываемых "Транснефтью", устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ. 100% голосующих акций "Транснефти" принадлежат государству. При этом приватизация "Транснефти" вполне возможна уже к 2016 году.

В середине апреля 2007 г. вышел указ Президента РФ об объединении ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «АК «Транснефтепродукт», и в начале 2008 г. завершилась интеграция двух этих компаний. При этом «Транснефть» стала владельцем 100 % обыкновенных акций «Транснефтепродукта», общая протяженность трубопроводов компании увеличилась на 19,1 тыс. км и превысила 70 тыс. км. АК "Транснефть" и АК "Транснефтепродукт" намерены завершить объединение своих сервисных компаний до конца 2010г., создав компанию свехмонополиста, полностью диктующего свои условия на рынке поставок топлива России.

         Сергей Степашин, комментируя появление в прессе секретных документов по аудиту Счётной палатой строительства стратегического нефтепровода ВСТО, вместо адекватных терминов стыдливо и дипломатично  использовал термин "оптимизация расходов".   Федеральная антимонопольная служба РФ месяц назад вновь потребовала от нефтяников внятно объяснить причины непрекращающегося роста цен на топливо.  

В целях осуществления контроля за ситуаций на рынке нефтепродуктов ФАС России направила запросы в нефтяные компании ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК Альянс», ОАО АНК «Башнефть» о причинах роста цен и дала поручением своим территориальным органам проверить обоснованность роста цен в рознице и в мелком опте. Сроки предоставления ответной информации – конец ноября – начало декабря этого года.

Основой ценообразования на такой стратегический продукт, как топливо, является, конечно, стоимость сырья, которая, в свою очередь, варьируется в зависимости от его качества. Влияют и другие параметры. Так, ответ на вопрос, сколько стоит автомобильное топливо, стоит разложить на подпункты: стоимость сырья и его переработки, цены на доставку и способ транспортировки, кроме того, сюда стоит включить налоги и прибыль поставщика. На снижение цены на такую продукцию может повлиять только прямая поставка нефтепродукта с завода производителя потребителю без использования услуг хранения в каких-либо пунктах на пути следования груза. Но в любом случае стоимость продукта не может быть ниже себестоимости производства и доставки горючего.

На увеличение цены, на топливо сегодня как никогда влияет расстояние между пунктами отправки и получения, а также количество посредников. В результате поставщики  автотоплива формируют свои цены с учетом порой противоречивых факторов для получения наибольшей прибыли. В частности, крупные предприятия, специализация которых относится к сфере «продам топливо», учитывают, и способы доставки собственным транспортом или что называется «со склада», и в то же время небольшие партии даже без транспортировки продают дороже – принцип оптово-розничной торговли.

Таким образом, оптовая цена автомобильного топлива в результате становится маркетинговым инструментом. Конечно, она не может быть ниже стоимости, по которой поставщик закупил горючку у производителя. Но на ее формирование влияют совершенно другие факторы - это издержки на транспортировку от продавца к покупателю, размеры оптовой закупки, тип топлива, а также систематичность заказов: как правило, постоянные покупатели получают определенные привилегии.

         С 23 апреля 2007 года филиал ОАО «Уралтранснефтепродукт» Восточное производственное отделение на линейно-производственной диспетчерской станции (ЛДПС) «Челябинск» прекратил отпуск автомобильных топлив на автоналиве, мотивируя это изношенностью оборудования, хотя точно такое же оборудование на ЛПДС «Травники» и ЛПДС «Хохлы» продолжает эксплуатироваться до настоящего времени. Для сведения до ЛПДС «Травники» от Челябинска 70 км, а до ЛПДС «Хохлы» 150 км.

         Закрытие автоналива на ЛПДС «Челябинск» автоматически привело к увеличению задействованного для поставок топлива железнодорожных цистерн. Что немедленно увеличило стоимость тонны топлива на 700 рублей. Увеличили и стоимость топлива,  с 2007 года возросшие маршруты пробегов бензовозов от ЛПДС «Хохлы». Более того, чтобы заправиться топливом на ЛПДС «Хохлы» челябинским бензовозам приходится простаивать в очередях иногда до полутора суток, так как станция «Хохлы» снабжает топливом еще и Курганскую область.

         Одновременно осложнилась и организация железнодорожных перевозок топлива. До 2008 года цистерны под топливо заказывали по телефону непосредственно на ЛПДС «Челябинск». Но было создано Московское предприятие ООО «Нефтетранссервис». Заявки на «бочки» пришлось отправлять в Москву и туда же перечислять деньги. По времени заявка стала выполняться уже не за 1-2 дня, а за 10-12 дней. Расходы в денежном выражении на транспортировку топлива увеличились в среднем еще на 20%.

         С 2008 года на железнодорожном транспорте возникла еще одна посредническая структура «Московская частная первая грузовая компания», у которой обязан брать вагоны ООО «Нефтетранссервис». Так как порожние цистерны частной компании получатель топлива должен сам отправлять обратно, то до возвращения вагонов в распоряжение «первой грузовой компании», парк последних значительно сокращается, что приводит к образованию очередей на заявленные вагоны. Цена железнодорожных услуг соответственно растет, а время исполнения перевозок увеличивается.

         Если раньше для прокачки топлива нужно было всего, лишь доехать до Ново-Синеглазово и на ЛПДС «Челябинск» заключить  договор о прокачке топлива и сделать заявки, которые исполнялись через 3-5 дней, то теперь прокачками топлива занимается АК «Транснефтепродукт». И для заключения договора нужно лететь в Москву и подписывать договор на 56 листах. Не в каждом предприятии есть юристы и люди способные в полном объеме осмыслить содержание этого договора. Исполнение заявленной прокачки топлива стало осуществляться не за несколько дней, а в течение целого месяца.

         Как следствие – неоправданное увеличение стоимости автомобильного топлива, снижение оперативности поставок, сокращение рабочих мест и уменьшение сбора местных налогов. При всем том, трубопроводы нефти и нефтепродуктов проходят по Челябинску и Челябинской области…

         Только политическая воля руководства правительства Челябинской области сегодня может способствовать восстановлению автоналива автомобильного топлива на ЛПДС «Челябинск» и возвращению ей функции заключения договоров на прокачку топлива. А для транспортировки топлива по железной дороге целесообразнее было бы использовать цистерны Южно-Уральской железной дороги.