Почему у нас не города, а отдельные дома

12.10.2011 13:20
Автор: Александр Полозов, http://aap-ekb.livejournal.com/
Дома нельзя купить как автомобиль. И дело не в архитектуре и архитекторах. Заменив одно звено, мы на выходе не получим новый продукт. Западные решения, как правило, не соответствуют нашим нормам. Мы хотим строить по чертежам лорда Фостера, но руками крестьян из Средней Азии.
Почему у нас не города, а отдельные дома*
не наше

Интересное интервью "Ъ" дал президент Союза архитекторов России Андрей Боков. Ключевые тезисы, многое объясняющие в окружающей реальности.

– Дома нельзя купить как автомобиль. И дело не в архитектуре и архитекторах. Заменив одно звено, мы на выходе не получим новый продукт. Западные решения, как правило, не соответствуют нашим нормам. Мы хотим строить по чертежам лорда Фостера, но руками крестьян из Средней Азии.

— На Западе есть гораздо более полезные и важные вещи, чем "типовые проекты". Речь о "зеленых" технологиях и стандартах, которые мощнейшим образом влияют на рынок, на умы и следование которым определяет репутацию и архитектора, и строителя, и самого дома. Там, прежде чем что-то построить, десять раз подумают об удобстве и комфорте, о ресурсосбережении, об эксплуатационных расходах, о том, как это повлияет на окружение, как изменит жизнь и что произойдет со зданием, когда придет срок его сносить. А мы по-прежнему строим не город, не жизнь в городе, а отдельные дома.

– Возьмите Лондон, находящийся в не самом благоприятном климате, со всеми его дождями и туманами он становится привлекательным пространством для жизни. И этому не сильно помешают прошедшие недавно беспорядки. Именно такой город становится интересен для национальных, транснациональных, больших и малых компаний, профессионалов и рантье, которые формируют налоговую базу. За их деньги начинают мостить и убирать улицы, прокладывать дороги и коммуникации, развивать общественный транспорт, вкладываться в благоустройство и безопасность. И город становится все более привлекательным, люди туда стремятся. Значит, метр квадратный растет в цене. И понятно, почему он столько стоит. А наши города на этом фоне по большей части являют собой огромные черные финансовые дыры.

— Новобуржуазный стиль - не только московское явление. Эта зараза расползлась по всему телу страны. Плохо нарисованные и скверно выполненные карнизики, арочки и пилястры, скорее всего, естественная реакция организма на голод советских времен. 
– За годы советской власти из обихода были вытеснены критерии качества, культурные стандарты, копившиеся столетиями и создававшие феномен европейского города. Обратный процесс не может быть скорым, должно не просто пройти время, в обществе должен появиться заказ на качественную архитектуру.

– Закон 94-ФЗ позволяет выполнять любую работу любому. От генеральных планов городов вплоть до отдельных сколь угодно сложных домов. При этом коммерческие организации часто берут пример с куда более солидных структур. Любая задача решается по принципу "взять и поделить". Это когда все делится на фрагменты и каждый дается отдельному исполнителю, желательно посговорчивее и подешевле. Каких-либо попыток скоординировать работу, чтобы обеспечить ее целостность и качество, не предпринимается. Выход один: обратиться к мировой практике, проводить лицензирование, аттестацию, как угодно назовите, физических лиц — архитекторов. Тех, кто реально, получив образование и приобретя опыт, может отвечать за качество выполняемой работы.

— От нас ждут не архитектурных проектов, а проектов освоения капвложений. 94-ФЗ, по сути, упразднил архитектурные конкурсы, которые подарили миру шедевры 1920-1930 годов и которые создавали и питали отечественную культуру. Сегодня они заменены соперничеством юристов, коммерсантов и банальных жуликов или особыми конкурсами для иностранцев, куда своим вход воспрещен. Кто-то решил: до концепций музеев, театров, стадионов своих категорически не допускать. Поскольку, дескать, "мерседесы" мы не делаем. Глушить на корню саму возможность возрождения собственной архитектуры и аморально, и неразумно.