Окаянное время – точка отсчета

22.01.2009 00:00
Автор: Владимир Бойков
Избранный в марте 2009 года мэр миллионного Челябинска вновь неизбежно столкнется с «неразрешимой» областными властями проблемой «длинного» механизма поступления средств в городской бюджет. В условиях углубления финансового кризиса это будет означать и перманентный кризис городской власти
Окаянное время – точка отсчета*
не наше

Глобальный финансовый кризис, негативные последствия которого трудно предсказать, затронул не только американский континент, но и практически все страны Европы, а так, же юго-восточные страны. Дмитрий Медведев, выступая на встрече с руководителями ведущих отраслей промышленности в Каннах, отметил, что мировая экономика потеряла уже более 1,5 млрд. долларов. Он предложил разработать стратегию совместных действий власти и бизнес сообщества для нейтрализации угроз экономическому развитию промышленности и социальной сферы. Несмотря на предупреждения ученых разных стран мировое сообщество оказалось не готово к глобальным потрясениям. Кризис как война в афганских горах, все знают, когда она началась, но никто не знает, когда она закончится. Оптимисты утверждают, что через два года, пессимисты заявляют, что и через десять лет последствия кризиса не будут сказываться на мировой экономике.

         В нашей области, казалось бы, власти предусмотрели все. Разработана стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утверждена Концепция промышленной политики Челябинской области на 2008-2012 годы. Сколько сил и времени на эти документы, сколько внимания уделено инновационной деятельности, кластерному подходу к развитию промышленности, содействию межрегиональному сотрудничеству. И авторы были уверенны, что чем отдаленнее будущее, тем оно прекрасней.

Кризис, которого не ждали экономисты?

         Но сегодня появилась другая точка отсчета. До кризиса и после кризиса. До – устойчивый рост валового национального продукта, профицитный консолидированный бюджет, рост объемов экспорта и импорта, минимальный государственный долг правительства челябинской области. Но одно настораживало. Наши гиганты металлурги модернизировали оборудование, приобретали активы за рубежом, занимали верхние строчки в различных рейтингах. В число 400 крупнейших компаний России вошло 6 предприятий отрасли, объем реализации, продукции которых в 2007 году составил 108,6 млрд. рублей. Но реальность несколько жестче. В годы первых пятилеток экономисты любили сравнивать достижения индустриализации с 1913 годом. Мы сравним с 1990 годом. Предприятиями металлургии было выплавлено стали 24,84 млн. тонн, чугуна – 15,87 млн. тонн, произведено проката 17,43 млн. тонн. В 2007 году – 19,96 млн. тонн, чугуна – 13,29 млн. тонн, проката – 16,7 млн. тонн. Иными словами наши металлурги за семнадцать лет все еще не достигли уровня 1990 года. Не помогли не инновации, ни кластерный подход, ни инвестиционная привлекательность.

         Сегодня стратегия развития области до 2020 года и Концепция промышленной политики до 2012 года можно отложить на самую верхнюю полку. Изменилась точка отсчета. И необходимо принимать совсем другие решения.

         Нобелевский лауреат по экономике Дж. Гэлбрейт как-то заметил: «Политика – это не искусство возможного. Политика – это выбор между катастрофическими и болезненными решениями».

Популизм как образ жизни

         Известный политолог Александр Подопригора в своей статье «Момент истины» рассказал, как в начале декабря Петр Иванович Сумин предложил Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву изменить межбюджетные отношения, направив 25% налога на добавленную стоимость регионам. Автор справедливо считает это проявление политической воли рискованным шагом нашего губернатора. Кризис стал моментом истины, показавшем цену нашей властвующей элиты, которая в основном занята спасением своих личных капиталов. Суть в том, что отчисления в бюджеты регионов в 1998 году были сокращены с 25% до 14%, а в 2001 году вся сумма налога на добавленную стоимость стала поступать в федеральный бюджет. Именно Сумин, единственный во власти сразу назвал ситуацию жесточайшим кризисом.

         Но мало надежд, что федеральная власть заинтересуется предложением южноуральского губернатора. Властная вертикаль болезненно воспринимает сотрясения. В сложившейся системе момент истины наступит не завтра, потому, что власть монополизирована партией большинства. По информации «Эха Москвы» уже изменен регламент изменений расходной части федерального бюджета. Это будут решать две тройки: три депутата Государственной Думы и три сенатора Совета Федерации. Такое вот создано «Особое совещание»….. Серьезность своих намерений – самая трудная задача любой власти, если учесть, что сегодня не только кризис экономики, но и кризис власти. Когда человек стал функцией государственной машины, винтиком ее механизма, как на человеке, на нем можно ставить крест, считал Анатолий Собчак.

         Сегодня нет антикризисного управления региональными бюджетами. Одни руководители ждут инструкций правительства страны, другие принимают самые болезненные решения.

         Наша промышленность и органы государственной власти вынуждены предпринимать экстренные меры поддержки финансовых структур и реального сектора экономики Челябинской области. Постановлением правительства региона создан антикризисный штаб и разработан порядок оказания точечной поддержки отдельных организаций, оказавшихся в трудной финансовой ситуации. Суть поддержки заключается в возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам кредитных организаций. Субсидии по кредитам заемщикам предоставляются в объеме пятидесяти процентов от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

         Руководители предприятий области сокращают издержки производства за счет снижения выпуска продукции, сокращения персонала, приостановления реализации инвестиционных программ.

         В этих условиях доходы областного бюджета по данным официальных лиц сокращаются на 20 млн. рублей ежедневно.

         Сложившаяся ситуация в экономике нашей области требует решения сложных задач по сглаживанию кризисных последствий не только от бизнес-сообщества, но и властных структур, так как сокращение объемов производства в значительной степени затруднит реализацию приоритетных национальных программ.

         Кризис финансовых структур требует скорейшего решения проблем обеспечения хозяйствующих субъектов финансовыми ресурсами. Одной из важнейших задач является и повышение эффективности управления бюджетами разных уровней. В этом направлении следует пересмотреть методы прогнозирования социально-экономического развития нашей области и усилить контроль над целевым расходованием бюджетных средств.