Хроники периферийного капитализма

24.02.2010 00:00
Автор: Владимир Антоненко
Россия к 2020 году может войти в число стран со стремительно растущей экономикой, но гарантированно не сумеет стать ведущей экономической державой. Так считают авторы «Проекта-2020», составленного Национальным разведывательным советом - департаментом ЦРУ.
Хроники периферийного капитализма*

Россия к 2020 году может войти в число стран со стремительно растущей экономикой, но гарантированно не сумеет стать ведущей экономической державой. Так считают авторы «Проекта-2020», составленного Национальным разведывательным советом - департаментом ЦРУ, составляющим долгосрочные стратегические прогнозы. В докладе отмечается, что Россия войдет в число таких стран, как Бразилия, ЮАР и Индонезия, где экономика будет расти относительно быстрыми темпами, но при этом будет сильно отставать от мировых лидеров - Китая и США.

По мнению авторов «Проекта-2020», Россия не сможет войти в число экономических супердержав из-за хронической неспособности страны решить множество социальных проблем – переломить, в частности, неблагоприятную демографическую ситуацию, распространение СПИДа, а также из-за замедления демократических преобразований. Серьезной угрозой для благополучного развития России будут оставаться организованная преступность и исламский терроризм. Эти проблемы только отчасти будут нивелированы способностью России «изменить вектор экономической мощи». В докладе указывается, что причиной этого будет статус России как ведущего поставщика энергоносителей. Россия может покрыть треть энергетических потребностей Европы. При этом экспорт энергоносителей станет важнейшей составляющей внешней политики России, считают авторы «Проекта-2020». Если сказанное перевести на понятный язык, России гарантированно отводится роль типичной страны третьего мира, сырьевого придатка развитых европейских государств, выкачивающего из своих недр полезные ископаемые и обеспечивающего тем самым стремительный рост благосостояния населения высокотехнологических государств Запада. Развал экономической мощи страны произошел не в один день.

Это видно хотя бы по данным прокуратуры, периодически проверявшей законность деятельности областных офшорных зон – закрытых административно-территориальных образований, бесспорно нанесших серьезный ущерб экономике страны. До осени 1991 года идея свободных экономических зон использовалась руководством союзных республик для реального противодействия центру. А в преддверии первых выборов российского президента – как символ либерального отношения РСФСР к регионам. Начатый тогда эксперимент с созданием в России одиннадцати свободных экономических зон не был продуман экономически и провалился фактически. Массовая раздача налоговых льгот без четких на то критериев породила волну самостийного присвоения статуса свободных экономических зон самыми различными регионами.

Опыт зоны экономического благоприятствования Ингушетии показал, что результатом стал ежегодный доход республики до триллиона рублей в год за счет колоссальных потерь федерального бюджета и бюджетов большинства субъектов Российской Федерации. При этом изобилии вся страна еще и переживала за родственных ингушам чеченцев, бедствующих в так называемых лагерях беженцев. В июне 1995 года глава администрации Снежинска Челябинской области своим распоряжением № 90-р создал зону экономического благоприятствования на территории бывшего города Челябинска-70. Смысл идеи – в привлечении в Снежинск с других территорий платежеспособных налогоплательщиков, предоставляя им значительные, до 50 процентов от ставки, налоговые льготы. Взамен на льготников возлагалась скромная обязанность встать на обслуживание в Челябинский филиал «Лефко-банка». Вскоре к офшорной деятельности ЗАТО «Снежинск» подключились администрация ЗАТО «Озерск», бывшего Челябинска-65, администрация ЗАТО «Трехгорный», бывшего Златоуста-36, и даже поселка Локомотивного. Уже к февралю 1998 года число предприятий, зарегистрированных в челябинских офшорах с предоставлением налоговых льгот, достигло 535.

Только за один год количество предприятий, ушедших от нормального налогообложения, – зарегистрированных в ЗАТО «Снежинск» -удвоилось. В ЗАТО «Озерск» и «Трехгорный» - утроилось. При этом на территории самого Снежинска, к примеру, находилось всего пять предприятий, улизнувших от уплаты налогов. 111 предприятий находилось в Челябинске. В Екатеринбурге - 51. 24 в Москве и два в Санкт-Петербурге. Так в Челябинской области процветал самый беспроигрышный бизнес - торговля налоговыми льготами. По данным областных налоговых органов, в результате создания офшоров размеры недоимки выросли в шесть раз.

Подобная схема деятельности позволяла инвестиционно-финансовым компаниям скрывать до 90 процентов выручки от реализации ценных бумаг. Уже в 1998 году руководство налоговой полиции области докладывало губернатору, что только в результате функционирования офшорных центров на территории закрытых административно-территориальных образований Челябинской области бюджеты всех уровней теряют ежегодно свыше 1000 миллиардов рублей в год. Была отмечена также связанная с деятельностью областных офшоров активность преступных элементов по вторжению во внешнеэкономическую деятельность, кредитно-банковские отношения, торгово-посреднические организации. Челябинская область с ее офшорами стала местом притяжения для дельцов криминального бизнеса, отмывания нелегальных доходов, утечки капиталов за границу. Еще в 1998 году прокуратура Челябинской области была уведомлена о несоответствии налоговых соглашений глав администраций, ЗАТО действующему законодательству.