Камил Маматказин: «Безопасный транспорт – обязательное условие жизнедеятельности города»

09.04.2012 12:31
Автор: .
Бывший начальник управления транспорта администрации Челябинска Камил Маматказин в ближайшее время получит новое назначение. Его уход с поста руководителя транспортной отрасли столицы Южного Урала стал главной новостью минувшей недели. Жители региона обеспокоены, продолжатся ли в Челябинске начатые им реформы, приближавшие общественный транспорт к европейским стандартам и удастся ли в его отсутствие сохранить те преобразования, которые уже стали визитной карточкой города. Все эти вопросы мы решили задать самому Камилу Маматказину.
Камил Маматказин: «Безопасный транспорт – обязательное условие жизнедеятельности города»*
не наше

Бывший начальник управления транспорта администрации Челябинска Камил Маматказин в ближайшее время получит новое назначение. Его уход с поста руководителя транспортной отрасли столицы Южного Урала стал главной новостью минувшей недели. Жители региона обеспокоены, продолжатся ли в Челябинске начатые им реформы, приближавшие общественный транспорт к европейским стандартам и удастся ли в его отсутствие сохранить те преобразования, которые уже стали визитной карточкой города. Все эти вопросы мы решили задать самому Камилу Маматказину.

- Для всех стало неожиданностью, когда вы покинули свой пост…

- Считайте, что я выполнил работу антикризисного менеджера, который дал толчок развитию городской транспортной отрасли. Для меня Челябинск – не чужой город, здесь я получил высшее образование, здесь прошли годы молодости и становления. И мне было не все равно, что происходит в городе, тем более, что мои навыки и опыт совершенствования транспортной отрасли оказались востребованы. Вспомните, что было с муниципальным транспортом год назад? Для меня стало большим удивлением, что маршруты городского транспорта не менялись со времен моей юности, хотя Челябинск существенно разросся, появились новые микрорайоны, закрылись крупные предприятия, к которым съезжались люди, а троллейбусы, автобусы и трамваи продолжали ходить пустыми по невостребованным линиям. По улицам передвигались старые «Икарусы», а предприятия работали по советским лекалам, расточительно используя государственные средства, отапливая пустые помещения, содержа огромный штат, растрачивая электроэнергию и топливо на порожние пробеги. Никто не просчитывал, сколько транспорта нужно, чтобы обслужить горожан, не высчитывал, когда и в какое время город больше всего нуждается в подаче транспортных средств, не выяснялось какие рейсы и линии нужны на самом деле людям. Не меньшим открытием для меня стало то, что городской транспорт исчезал с улиц в часы пик и отправлялся в депо, уходил с линий на обед в моменты наибольшего пассажиропотока. При этом трамваи, троллейбусы и автобусы «героически» выезжали из депо в четыре утра, перевозя одного-двух человек. Власти сделали так много для развития транспортной сферы – расширяли и реконструировали дороги, обеспечивали комплексные меры для создания безопасности дорожного движения, а транспортники как будто не замечали этих усилий. Государство ежегодно вкладывало в общественный транспорт около 1 миллиарда рублей, но люди не получали качественных услуг. Но челябинцев, на удивление, все устраивало, возможно, им казалось, что муниципальный транспорт по-другому работать не может.

- Поэтому возникла неоднозначная реакция населения на проводимые реформы?

- Думаю, что протестные настроения возникли не у населения, а у транспортных топ-менеджеров, которым было удобно тратить средства налогоплательщиков, ни перед кем не отчитываясь. Бухгалтерия в транспортных предприятиях велась по старинке, от руки, никто доподлинно не знал какая реальная выручка на маршрутах, число перевезенных льготников, количество пассажиров, сколько средств тратится на топливо… А власти ежегодно вкладывали в отрасль немалые средства, потому что  им объясняли, что общественный транспорт всегда будет убыточным и изменить ничего не возможно. После того, как в предприятиях появился современный бухгалтерский учет, а навигационная система позволила отслеживать все параметры передвижения транспортных средств в режиме он-лайн, мы, наконец, увидели реальную картину расходов городского общественного транспорта. Стало ясно, куда двигаться и какие бессмысленные траты можно сократить без ущерба для пассажиров. Пример – порожние пробеги троллейбусов от депо и обратно, которые пожирали более 70 тысяч рублей в день. В итоге, выведя электрические машины на конечные остановки и сократив холостой ход троллейбусов, мы сэкономили 17% от затрачиваемой ранее электроэнергии. До этого времени каждый месяц «Горэлектротранс» («ЧелябГЭТ») тратил 30 миллионов только на оплату электроэнергии. А теперь депо используются по своему прямому назначению – занимаются ремонтом и техобслуживанием. Для чего нужно было гонять троллейбусы через весь город, чтобы они ночевали за забором предприятия, замечу, не в боксах, а на улице, мне до сих пор не понятно.

- Не стихают разговоры о переносе «Южного» автовокзала…

- И кому выгодны эти разговоры? Тем, кто зарабатывал на перевозчиках? Но сами автопредприниматели и горожане только выиграли, когда на Свердловском проспекте появился полноценный автовокзал. Ни для кого не секрет, что автостанция на ж/д вокзале не соответствовала требованиям безопасности и претензии к ней были прежде всего у надзирающих и контролирующих органов. И властям необходимо было принимать меры, чтобы не случилось трагедии. Появление нового автовокзала разрешило многие проблемы и, насколько я знаю, пассажиры довольны.

- Многого ли удалось достичь за год?

- Считаю, что проведена колоссальная работа. Знаете ли вы, что Челябинск – единственный город в России, где навигационные датчики установлены не только на автобусах, как этого  требует федеральное законодательство, но и на трамваях и на троллейбусах? Челябинск первым из российских городов начал использовать на своих остановках транспорта литовское ноу-хау – расписание, помещенное в антивандальные цилиндры. Пассажир всегда может справиться, когда ему ждать нужный рейс. Опытная партия из 30 цилиндрических новинок, подобных которым пока не существует ни в одном городе страны, уже установлена. А на крупных, узловых остановках появились электронные табло, фиксирующие всю информацию о прибытии транспортных средств всех маршрутов. Все это стало возможным после появления службы организации движения и выведения навигационной системы на единый пульт, который обслуживает всего 14 диспетчеров и управленцев. Насколько я знаю, подобная оптимизация также в новинку для всех городов России, где навигационную систему обслуживает огромный штат. Электронное оборудование фиксирует сходы с рейсов или аварийные ситуации и мгновенно оповещает диспетчера. Техника также поможет людям незамедлительно принять меры и так рассчитать движения транспорта, чтобы не нарушился утвержденный временной интервал. На четвертом маршруте сегодня по прибытию автобусов можно часы сверять и это должно стать нормой для всего общественного транспорта Челябинска. На этой линии сразу поднялась выручка, значит, пассажиры тоже заметили улучшение работы автотранспорта. Опираясь на навигационную программу, мы разработали сайт http://www.marsruty.ru/chelyabinsk/, где любой пользователь может определить в какое время ему выходить из дома, чтобы сесть в машину, двигающуюся в нужном направлении. Планировать поездки можно на несколько дней вперед – расписание позволяет «увидеть», когда нужное транспортное средство подойдет к остановке в любой день недели. Теперь в транспортных предприятиях обязаны так отладить работу движения всех своих машин, чтобы у горожан не возникало нареканий. Автобусы, троллейбусы и трамваи должны двигаться строго по расписанию и тогда электронное табло и интернет-программа не будут «ошибаться». Ну а горожане тут же будут оповещены о любых просчетах транспортников, если обнаружат несоответствие движения с расписанием. Общественный контроль вкупе с электронным наблюдением заставит транспортные предприятия трудиться лучше и оказывать пассажирам только качественные услуги.  

- И все-таки, почему многие восприняли нововведения в штыки?

- Потому что мы так устроены, что не сразу готовы принять новое. В свое время люди проклинали кинематограф, микроволновые печи, сотовую связь – все, без чего сегодня не могут представить свою жизнь. Это нормально для человеческой психологии – должно пройти время, чтобы люди оценили удобство прогрессивных новинок. Но без современных технологий транспортная отрасль сегодня не выживет. Время диктует свои условия и общественный транспорт, который жизненно важен для горожан, тоже должен развиваться, а не стоять на месте. Сегодня уже выросло новое поколение, требовательное к власти, которое считает, что за свои деньги они должны получать обслуживание на высоком уровне, и мы обязаны не обмануть их ожиданий.

- Почему введение новых транспортных карт вызвало столько нареканий?

- Транспортники не сумели организовать должным образом работу по выдаче карт, не рассчитали, что наплыв посетителей придется на последние дни. Зато теперь государство ежедневно получает отчеты о числе воспользовавшихся поездками пенсионеров и затраченных ими на проезд сумм. Такой персонифицированный учет стал возможен после  введения в общественном транспорте Челябинска электронных терминалов, фиксирующих все данные пассажира, в том числе и льготников. У человека на руках кассовый чек со всеми параметрами поездки – времени, номера маршрута, предприятия, оказавшего услугу, а у финансистов точные цифры - сколько людей пользуется государственными преференциями, как часто они передвигаются, в какое время и на какие расстояния. Власти теперь досконально могут рассчитать необходимую в бюджете сумму для погашения этих трат. Кроме того, автоматизированная программа учета пассажиров ежедневно анализирует пассажиропоток и рассчитывает нужное количество транспортных средств на том или ином маршруте. Такой мониторинг работает, прежде всего, в интересах пассажира – люди уже не ждут нужный автобус или трамвай часами, а там, где скапливается большое количество народа, машины подаются одна за другой. Соответственно, при таком контроле растет эффективность работы транспортного комплекса, повышается рентабельность предприятий. Новые транспортные карты выгодны и обычным пассажирам – они получают возможность экономить на проезде с помощью системы бонусов и скидок. Мы остановились именно на этой системе автоматизированного учета пассажиров, потому что только она позволяет вести гибкую тарифную политику. Многие челябинцы уже оценили это нововведение и сами выбирают оптимальную для себя и своей семьи форму оплаты проезда. И те пассажиры, которые стали держателями карт, уже не зависят от возможного повышения стоимости проезда – для них поездки в общественном транспорте всегда будут дешевле. Думаю, что в скором времени все горожане поймут насколько удобно и выгодно пользоваться транспортными картами, перейдя на безналичную оплату поездок. Всему свое время.   

- А сколько нужно времени для того, чтобы транспортная отрасль Челябинска сравнилась с европейскими стандартами?

- Время нужно не для продвижения вперед – всего лишь за год сделано очень многое в реформировании общественного транспорта. Время нужно для изменения сознания людей, а это как раз труднее всего. Люди должны понять, что безопасный, удобный и комфортабельный транспорт – это обязательное условие жизнедеятельности любого цивилизованного города.

- А сами транспортники понимают, что пришло время менять отношение к работе?

- От внедрений прогрессивных технологий, контролирующих движение транспортных средств, выиграли не только пассажиры, но и сами транспортники. Ведь навигационная система учитывает все, что происходит во время движения – аккуратно ли водитель вел машину, соблюдал ли скоростной режим и дорожные правила. Компьютер не обманешь, и уже в первый месяц стало понятно, кто действительно отдает своей работе душу, а кто случайно оказался в транспортной отрасли. Программа сама, без участия человека, начисляет водителям премию за безаварийную работу и экономию топлива, и наоборот, если водитель недобросовестно относится к своим обязанностям – фиксирует это, сигналя о необходимости дисциплинарного наказания. Система позволяет обеспечить безопасность движения, потому что в автоматическом режиме отслеживает срок износа шин или других жизненно важных деталей. Поверьте, безопасность транспортных услуг – первое, что должно обеспечить для своих граждан государство.

- Вы уходите, как говорится в официальном сообщении, на другую работу. Будут ли продолжены нововведения?

- Моей задачей было выведение городского транспорта из кризисной ситуации. Расходы отрасли растут с каждым годом, так как ежегодно повышаются цены на топливо и электроэнергию, городские транспортные средства были изношены, давно отслужили свой срок и соответственно требовали максимальных вложений для того, чтобы иметь возможность безопасно обслуживать пассажиров. У предприятий не имелось средств на покупку самого необходимого – шин, инструмента, спецодежды, а директора транспортных компаний стояли перед выбором – выплатить людям зарплату или оплатить накладные расходы на электроэнергию и топливо. Поэтому и была разработана программа, призванная сократить затраты и увеличить доходность перевозок. Цель проекта - улучшение качества обслуживания населения и уменьшение совокупных затрат на обеспечение работы пассажирского транспорта.

Признаюсь, антикризисные меры, запущенные весной прошлого года, шли нелегко. Я сразу говорил, что чудес на свете не бывает и для того, чтобы транспортная отрасль Челябинска стала соответствовать мировым стандартам, потребуется приложить немало усилий. Проблемы городского общественного транспорта копились годами, их не решить в одночасье. Но мы достигли главного - после внедрения учета пассажиров автоматизированным способом выручка поднялась на 10%. Если перевести эту цифру в деньги, то предприятия начали экономить до 170 тыс. рублей в день или 62 млн рублей в год казенных расходов. После внедрения навигационного оборудования регулярность движения городских транспортных средств повысилась с 14% до 60%, а на некоторых маршрутах до 88%. На улицах города появилось свыше 80 современных автобусов с экологически чистыми двигателями. Новые транспортные средства первые три года не требуют вложений. А значит, сократились расходы автотранспортников. Началась модернизация трамваев и установка на них энергосберегающего оборудования – это тоже сокращение затрат для городского бюджета. Кстати, и реконструкция электрических машин обошлась дешевле, чем приобретение новых трамваев. В обычной жизни мы все стараемся жить по средствам, не позволяя себе покупок, который могут подорвать наш бюджет. И муниципалитет не может разбрасываться деньгами налогоплательщиков – поэтому начали с малого, хотя нашлись «спецы», которые кричали, что нужно вкладываться в новые машины. Но здесь удалось решить проблему обновления электропарка не затратным путем. Выросли и доходы предприятий, сумевших поставить под контроль соблюдение расписания, частоту и интервал движения своих транспортных средств.

- А что же горожан ждет в будущем?

- Теперь совершенствовать городские пассажирские перевозки должны сами транспортники – они получили необходимые технологии и опыт для того, чтобы дальше развивать отрасль. Если интеллектуальные технологии, опробованные на муниципальном транспорте, и выгода от их использования, привлекут внимание коммерческих перевозчиков, то горожане получает еще больший выбор для передвижений и получения качественных услуг. Надеюсь, что Челябинск в будущем еще станет самым продвинутым городом России в транспортном обслуживании.