Эдуард Тарасов: миссия КСП – не допустить бюджетных потерь

10.04.2013 15:35
Автор: Служба информации
На прошлой неделе председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Эдуард Тарасов отчитался перед депутатами ЗСО о проделанной работе.
Эдуард Тарасов: миссия КСП – не допустить бюджетных потерь*
не наше

На прошлой неделе председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Эдуард Тарасов отчитался перед депутатами ЗСО о проделанной работе.

Завершилась работа по формированию органов внешнего контроля муниципальных образований. На сегодняшний день во всех 43 муниципальных образованиях созданы и действуют подобные подразделения, каждое из которых укомплектовано квалифицированными и профессиональными штатными сотрудниками. В 35 муниципалитетах органы внешнего финансового контроля имеют статус юридического лица. Такой полноценный внешний аудит в определенной степени гарантирует отсутствие зло-употреблений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств. Органы внешнего контроля способны дать независимую оценку эффективности использования финансов.

Другим по-настоящему важным достижением Контрольно-счетной палаты Челябинской области можно назвать разработанный механизм по предотвращению бюджетных потерь. Стоит отметить, что в течение всего прошлого года при региональной КСП действовала рабочая группа, которая и прорабатывала суть этой сложной, но очень востребованной темы. О том, как работает этот механизм, «Парламентской неделе» рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Эдуард Тарасов.

– Эдуард Николаевич, что принципиально нового несет в себе механизм предотвращения бюджетных потерь?
– Логичнее было бы начать с истоков возникновения этого вопроса. Сейчас, когда о предотвращении бюджетных потерь заходит речь, возникает ощущение, что об этом понятии уже давно всем известно и есть полное понимание, что это такое. Но когда мы начинали исследовать эту тему, оказалось, что о необходимости подобного контроля бюджетных процессов никто до нас не задумывался. Наша инициатива по разработке механизма предотвращения бюджетных потерь появилась около полутора лет назад. Изучая исторические корни, мы надеялись найти уже имеющийся опыт, чтобы использовать его, адаптируя под наши современные условия. Проанализировав научную публицистику, нормативные акты, опыт других государств, мы не нашли ничего, что касалось бы интересующих нас проблем.

Стоит отметить, что сегодня государственный контроль состоит из традиционных контрольных мероприятий, которые подразумевают классический финансовый контроль. Это уже наработанный многовековой опыт многих стран. Что касается аудита эффективности, то впервые это понятие стало зарождаться в Западной Европе примерно 20 – 30 лет назад. В нашей стране об этом процессе стали говорить, когда Сергей Вадимович Степашин возглавил Счетную палату Российской Федерации. И то по-настоящему серьезно темой заинтересовались в последние 10 лет. Другого опыта в России нет, и фактически в настоящее время идет его становление, формирование подходов и методов, методологии эффективного управления.

Да, очень важно вскрывать финансовые нарушения, пытаться вернуть незаконно потраченные бюджетные деньги, но, к сожалению, не всегда это получается. А поэтому гораздо важнее, на наш взгляд, не дать возможность незаконным образом потратить бюджетные средства.

– Но что именно все-таки понимается под механизмом предотвращения бюджетных потерь?
– Когда была сформирована рабочая группа, мы в первую очередь стали пытаться сформировать само понятие, что же это все-таки такое – предотвращение бюджетных потерь. Мы исследовали само понимание этого словосочетания, смысл каждого слова. Не буду скрывать, было много споров, и они продолжаются по сей день. Все дискуссии разворачиваются вокруг самого термина «предотвращение бюджетных потерь». Важно понять, что же это такое – настоящее, будущее или прошлое. Когда мы организуем проверки, то, как правило, обращаем внимание на те финансовые процессы, которые были в прошлом, но можно ли выявленные финансовые нарушения в прошлом относить к предотвращению бюджетных потерь? Вопрос дискуссионный. Большинство наших сотрудников склоняется к тому, что оно не может быть применено к прошедшему времени. На сегодняшний день предотвращением бюджетных потерь принято считать процесс настоящего и будущего. То есть комплекс мероприятий, направленных на выявление финансовых нарушений и их пресечение, – это действия настоящего, а устранение даже предпосылок к повторению этого нарушения – это будущее.

Таким образом, в словосочетание «предотвращение бюджетных потерь» мы закладываем, прежде всего, комплекс мероприятий, направленных на немедленное пресечение финансовых нарушений, а главное – недопущение возможности финансового правонарушения впредь.

С момента обнаружения финансового нарушения нам важно понять, где и в каком объеме мы смогли предотвратить незаконное расходование бюджетных средств. И основным показателем предотвращения бюджетных потерь, по нашему мнению, должны быть вполне конкретные цифровые показатели – реальные деньги.

Конечно, наша задача – это максимально спасти те деньги, которые уже были незаконным образом потрачены. Поэтому мы ввели понятие показателя восстановленных средств после проведенных дополнительных мероприятий.

Порой нам удается вернуть незаконно потраченные бюджетные деньги. И когда средства возвращены, то снова можно говорить о предотвращении бюджетных потерь, поскольку нам удалось не потерять бюджетные средства.

– А есть ли интерес к механизму предотвращения бюджетных потерь в других регионах, на федеральном уровне?
– Тема предотвращения бюджетных потерь непростая, но на сегодняшний день животрепещущая и актуальная. Поскольку она в первую очередь направлена на формирование эффективности государственного управления. Это то, о чем неоднократно говорил и президент страны Владимир Путин. Но о какой эффективности может быть речь, если, к сожалению, есть случаи незаконного расходования бюджетных средств? Поэтому актуальность и необходимость этого механизма, на мой взгляд, перспективны. Возможно, уже в ближайшем будущем это принесет свои положительные плоды для всех органов власти, граждан в целом.

Кстати, в июле прошлого года по нашей инициативе состоялся круглый стол, посвященный теме предотвращения бюджетных потерь. На нем присутствовали представители Общественной палаты Челябинской области, Управления федеральной налоговой службы региона, областного правительства, контрольно-ревизионного управления. Также были руководители контрольно-счетных палат из Тюменской и Свердловской областей. И все безоговорочно отметили необходимость такой работы. Высокую оценку мы получили и на уровне Счетной палаты Российской Федерации. Поэтому перспектива этой темы есть, актуальность и необходимость на современном этапе очевидны.

Кроме того, в нашем регионе не так давно состоялась третья по счету конференция среди муниципалитетов, на которой также рассматривался вопрос механизма предотвращения бюджетных потерь и формирования единой отчетности.

По итогам прошлого года мне была предоставлена возможность выступить с этой темой на нескольких всероссийских совещаниях и конференциях. И профессиональное сообщество проявило к ней огромный интерес.

Конечно, еще много вопросов о реализации и внедрении этого механизма, думаю, споры и дискуссии будут продолжаться, но, я уверен, мы движемся в правильном направлении. И об этом свидетельствует живой интерес со стороны профессионального сообщества, органов государственной власти. Не дать незаконно потратить бюджетные средства – это, возможно, та самая миссия, ради которой созданы органы внешнего финансового контроля. Эффективность нашей работы можно оценить как раз тем, что мы не позволили незаконным образом израсходовать бюджетные средства, а значит, эти спасенные деньги будут направлены на благие цели. Сегодня этой идеей проникся каждый сотрудник Контрольно-счетной палаты Челябинской области. К ней проявляют искренний интерес наши коллеги из других регионов Урала, органов финансового контроля других государств, регионов и муниципалитетов.