Поиск

Челябинск и ВТО: кто кого?

31.08.2012 13:51
Автор: Александра ГОЛОВИНА
После 18 лет затяжных переговоров Россия наконец-то вступила во Всемирную торговую организацию. Для этого пришлось качественно поторговаться, каждая сторона пыталась получить наиболее выгодные условия. Время для адаптации к новой рыночной ситуации у предприятий есть, хотя эксперты и говорят о том, что многим придется закрыться. Какие отрасли пострадают, какие преимущества увидит конечный потребитель и как это событие отразится на экономической ситуации Челябинска?
Челябинск и ВТО: кто кого?*

После 18 лет затяжных переговоров Россия наконец-то вступила во Всемирную торговую организацию. Для этого пришлось качественно поторговаться, каждая сторона пыталась получить наиболее выгодные условия. Время для адаптации к новой рыночной ситуации у предприятий есть, хотя эксперты и говорят о том, что многим придется закрыться. Какие отрасли пострадают, какие преимущества увидит конечный потребитель и как это событие отразится на экономической ситуации Челябинска?

— Россия — страна сырьевого экспорта, и вступление нашей страны в ВТО лоббировали как раз сырьевые отрасли. Вообще-то ВТО — это то же самое, что ООН, только в торговле. Поэтому вопрос, вступать или не вступать, даже не стоит, — считает председатель челябинского областного отделения общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. — Однако необходимо понимать, на каких условиях мы вступили в эту организацию. За круглым столом ВТО заседают прожженные торгаши, которые думают, как продать свой товар на чужих рынках (потому что свои уже освоены), получить с этого максимальную прибыль, при этом абсолютно безопасно. Ну и в последнюю очередь их беспокоит то, как можно защитить свои рынки.

— Вопрос прогнозирования последствий вступления России в ВТО на территории нашего города достаточно сложный и неоднозначный. Экономика Челябинска относительно диверсифицирована, помимо металлургической промышленности есть предприятия машиностроения, действует производство строительных материалов, а предприятия малого и среднего бизнеса занимают треть в экономике города.

Радует, что Челябинск не моногород, где кризис одного предприятия на рынке сбыта может привести к тотальным последствиям для экономики всей территории. Да, город промышленный, но промышленность распределенная, — комментирует начальник управления экономики администрации Челябинска Александр Руденко. — По прогнозам различных экспертов, металлургическая отрасль (наиболее финансово емкий сектор, поставляющий подавляющую часть налогов в городской бюджет) пострадает в меньшей степени или даже выиграет от принятия России во Всемирную торговую организацию.

Однозначно в плюсе будет сырьевая отрасль — нефть, газ. А вот легкая промышленность может серьезно пострадать, так что Челябинск выглядит более выигрышно по сравнению с городами средней полосы — Самарой, Вологдой, Иваново, где легкая промышленность — основной сектор экономики. В непростом положении окажется фармацевтическое производство, ведь когда в Россию придут оригинальные и качественные лекарства, вряд ли кто-то будет покупать аналоги, производимые здесь.

Однако и в Челябинской области будут совершенно «провальные» направления производства. Меньше всего, по мнению экспертов, повезет машиностроительной отрасли. Как считает Александр Калинин, после того как уберут заградительные пошлины, российские, в том числе и челябинские, предприятия машиностроения и глубокой переработки «просядут».

— На Южном Урале действует порядка 618 машиностроительных предприятий, из которых лишь 100 показывают положительную динамику. После вступления России в ВТО ситуация еще больше ужесточится, — прогнозирует непростые перспективы машиностроителей председатель комитета по промышленной политике ЗСО Челябинской области Андрей Самсонов. — Необходимо проанализировать проблемы отрасли и разработать предложения по их преодолению. Помочь развитию предприятий может кластерная политика, создание технопарков и долгосрочный гособоронзаказ.

Поддержка вместо «подножек»

Эксперты сходятся во мнении, что металлурги будут в выигрыше, однако в долгосрочной перспективе трубникам, к примеру, придется потесниться: на российский рынок будет открыт путь более дешевой украинской трубе. Конечный же потребитель останется в плюсе — значительно подешевеет бытовая техника, приятно удивят цены на автомобили. Регулировать процесс потребления импортной продукции станет сложнее, но, как говорится, было бы желание. Только способы помощи местным предприятиям будут тоньше и изощреннее.

— Дело в том, что, если ты не член ВТО, ты имеешь право ставить различные «подножки» зарубежным производителям товаров (например, устанавливать пошлины и так далее). Но, как только тебя приняли в ряды ВТО, необходимо менять поведение. Производства можно будет поддерживать и другими способами, например, неспроста появился утилизационный сбор, — объясняет председатель «Опоры России».

— Хотя, скорее всего, часть производств все-таки закроется, чтобы выжить, им необходимо выходить на мировой уровень организации предприятия: повышать систему менеджмента качества, выводить различные службы на аутсорсинг, внедрять бережливое производство. Все эти действия неминуемо приведут к сокращениям сотрудников, которым некуда будет пойти, кроме как малого и среднего бизнеса. Но для развития малого и среднего бизнеса необходимо не столько денежное финансирование, сколько комплексный подход, кластерное развитие экономики.

О поддержке экономической ситуации говорит и администрация Челябинска:

— В условиях неопределенных внешних факторов управление экономики вышло с предложением не изменять для предпринимателей ставки земельного налога, хотя кадастровая стоимость земельных участков с 1 января этого года повысилась. Мы решили дать возможность предприятиям адаптироваться. Кроме того, с 2007 года не меняется корректировочный коэффициент единого налога на вмененный доход. Наш посыл — быть понятными и стабильными для бизнеса независимо от различных перипетий.