Бензиновые страдания на Южном Урале

25.01.2011 13:13
Автор: Владимир БАЙКОВ
Дрожжи так не растут, как цена на бензин в нашей замечательной нефтедобывающей стране. Цены на топливо на заправочных станциях вновь поднялись и, по мнению автолюбителей, явно зашкаливают. Судя по опросам, автомобили вот-вот начнут снова превращаться из средства передвижения в роскошь.
Бензиновые страдания на Южном Урале*
не наше

Дрожжи так не растут, как цена на бензин в нашей замечательной нефтедобывающей стране. Цены на топливо на заправочных станциях вновь поднялись и, по мнению автолюбителей, явно зашкаливают. Судя по опросам, автомобили вот-вот начнут снова превращаться из средства передвижения в роскошь.

Увеличение акцизов немедленно начало сказываться на ценах на бензин и дизтопливо. За первые две недели года Аи-92 поднялся в цене на 0,8%, а Аи-95 — на 0,7%, стоимость дизтоплива увеличилась на 2,6%. Также дорожает «исчезающий» низкооктановый Аи-80, производство которого с 1 января запрещено техрегламентом.

По мнению российских экспертов, на рост цен на топливо повлияла налоговая политика государства и высокие мировые цены на нефть. Однако за первые три недели года мировые цены на нефть вытворяют что-то немыслимое. Так, цена на нефть на лондонской бирже выросла, а на американской – упала на фоне роста курса евро к доллару.

Пока рост цен ниже роста акцизов, поэтому активно дорожать автомобильное топливо будет, скорее всего, всю весну. Хотя бензин является социально значимым продуктом, вряд ли рост цен сильно обеспокоит потребителей, а государству эти деньги нужны: бюджет до сих пор находится в дефицитном положении.

Надо признать, что прогноз цен на нефть в 2011 году видится биржевым аналитикам довольно смутно. С одной стороны, послекризисное восстановление экономики может вызвать дополнительный рост цен на нефть, а с другой – наличие привлекательных активов для инвестиций может охладить пыл нефтяных спекулянтов и удержать котировки нефти в 2011 году в достаточно узком коридоре.

Что касается России, то в первые две недели года цены на бензин и дизтопливо продолжили рост. По данным ИАЦ «Кортес», в конце прошлой недели средняя розничная стоимость бензина Аи-80, производство которого с 1 января запрещено новым техрегламентом, составила 21,03 руб. за литр, что на 2,3% больше, чем 30 декабря прошлого года. Аи-92 за этот же период подорожал на 0,8% — до 24,01 руб. за литр. Средняя стоимость литра Аи-95 выросла на 0,7% — до 25,8 руб. Больше всех подорожал зимний дизель — на 2,6%, до 24,74 руб. за литр.

По сравнению со средней розничной ценой в январе 2010 года стоимость Аи-80 в первой половине января 2011 года выросла на 10,5%, Аи-92 — на 11%, а Аи-95 — на 10%. Цена на дизельное топливо с начала года выросла по сравнению со средней ценой января 2010 года на 34%.

В течение всего прошлого года стоимость автомобильного топлива демонстрировала стабильный рост, не считая незначительного снижения цен на бензин в феврале (цена на дизель росла). По данным «Кортес», с начала 2010 года средняя розничная цена на бензин марки Аи-80 выросла на 5,9% — с 19,03 руб. за литр в январе до 20,17 руб. за литр в декабре. Аи-92 подорожал с 21,64 руб. за литр в январе до 23,54 руб. за литр в декабре — на 8,8%.

На прошлой неделе и Росстат опубликовал отчет, согласно которому потребительские цены на бензин в 2010 году выросли на 6,5% — медленнее инфляции, которая составила 8,8%. Почти так же увеличилась стоимость Аи-95 — на 8,1%, с 23,45 руб. за литр в январе до 25,36 руб. за литр к концу года. Сильнее всего в 2010 году выросла средняя цена дизельного топлива — на 23%: в январе его стоимость составляла всего 18,46 руб. за литр, а в декабре – уже 22,70 руб. за литр.

В ноябре — декабре 2010 года, когда мировые цены на нефть активно росли, российский бензин не подорожал катастрофически, поскольку цена топлива уже была достаточно высокой. По словам руководителя ИАЦ «Кортес» Павла Строкова, на данный момент маржинальность топливного бизнеса достигла такого уровня, что можно ожидать подъема цен на 10%. Эксперты ИАЦ «Кортес» ожидают, что розничная цена на бензин уже в начале мая достигнет 28 руб. за литр. «Странно говорить о снижении цены бензина, когда налоговая составляющая в ней достигает 60%», — считает господин Строков.

Ситуацию с ростом цен на топливо в России подогревает и то, что Счетная палата привычно уже засекретила данные о финансовых злоупотреблениях «Транснефти». Так что о масштабах хищений, допущенных при строительстве только Восточного нефтепровода, и о том, как это отразится на ценовой политике на нефтепродукты, остается только гадать. В том, что проблема повышения цен на автомобильное топливо станет одной из самых острых в 2011 году, уверен и лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его определению, высокие цены на топливо нельзя считать нормальными для такой «нефтяной» страны, как Россия. Вследствие произведенного с начала текущего года повышения акцизов на бензин зарегистрированное в январе повышение цен на него получит, по его мнению, еще более ощутимое продолжение в феврале.

Многие автовладельцы искренне уверены, что в росте цен на топливо повинны в первую очередь «короли бензоколонок». И это на первый взгляд кажется логичным. Челябинск находится между крупными нефтеперерабатывающими заводами Уфы, Омска, Орска и Тюмени. Но все же большую часть автомобильного топлива мы получаем из Башкирии. Потому что тут и транспортные расходы пониже, и качество на должном уровне. Если еще три года назад в Уфе перерабатывали нефть несколько десятков давальцев – владельцев нефти, то сегодня переработкой нефти занимается монополист – ОАО «Башнефть». Раньше существовал реальный рынок топлива, можно было торговаться, договариваться о снижении цены, отсрочке платежей. Сегодня это практически исключено. В прошлом оптовые цены определялись по рыночным законам. И на АЗС топливо поступало по относительно доступным для большинства покупателей ценам. Сейчас оптовая цена топлива определяется максимально возможной величиной – предприятием-монополистом. Они всем нам хорошо известны: ОАО «Башнефть», ОАО «Роснефть», ОАО «Газпромнефть»...

Отпускная цена топлива на АЗС в норме должна определяться затратами на эксплуатацию, суммой взимаемых налогов и запланированной прибылью. Но в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: говорить о прибыли уже не приходится, так как розничные цены на АЗС ниже, чем оптовые цены на поставляемое топливо.

Таблица

Вид топлива Рыночная
цена, руб/кг
Рыночная
цена, руб/л
Цена топлива
на АЗС, руб/л
Доход АЗС, руб/л Прибыль (убыток)
с 1 л топлива
(при затратах АЗС 3 руб/л)
Примечание
Автобензин А-80 23,5 17,27 19,0 1,73
-1,27

убыточные продажи

Автобензин А-92 26,0 19,78 21,5 1,74 -1,26

убыточные продажи

Дизтопливо зимнее 30,0 25,8 24,9 -0,90 -3,90

убыточные продажи

Малые и средние предприятия, имеющие одну – три заправки, начинают при такой ситуации разоряться. А вот ОАО «Башнефть», напротив, может себе позволить держать розничные цены на своих АЗС ниже оптовых. Спасает высокая цена опта поставляемого топлива из своей нефти и большие объемы продаж. А что же делать малым и средним предприятиям? Особенно тем, кто занимает свою специфическую нишу. Кто отпускает топливо в долгосрочный кредит мелким предприятиям и хозяйствам. Кто работает на дорогах с малым автомобильным потоком, чего не позволяют себе крупные фирмы, работающие в основном на предоплате и на дорогах с большой пропускной способностью автомашин.

Системный анализ ситуации подсказывает, что выталкивание с рынка малых и средних предприятий приведет к полному топливному монополизму, а следовательно, и к внеэкономическому беспределу в ценообразовании автотоплива. Видится, что только неотложные регулирующие действия правительства страны и руководства региона могут защитить малый и средний топливный бизнес от монополистов, сохранить рынок автомобильного топлива в стране.

Остается добавить, что затяжной рост цен на топливо крайне негативно влияет на уровень жизни россиян. К примеру, в США расходы на продовольствие составляют в среднем всего 10% семейного бюджета, в странах ЕС – 15%, в то время как в России – 40%. При этом среднестатистический россиянин тратит на еду намного больше, чем американские бедняки. Цены на еду в той же России уже растут теми темпами для развивающихся стран, которые соответствующие службы ООН только еще прогнозируют. Так, за 2010 год минимальный продуктовый набор подорожал в нашей стране на 22,7% (для сравнения: в 2009 году – на 0,7%), а в целом рост цены на еду составил 12,9% (при официальной инфляции 8,8%).