Поиск

Банкиры против мелочности и неразборчивости

28.09.2012 18:56
Автор: Кристина Гаврилова
На днях представители ведущих банков Челябинска собрались в областном пресс-центре газеты «Южноуральская панорама», чтобы обсудить планируемые нововведения в сфере потребительского кредитования.
Банкиры против мелочности и неразборчивости*

На днях представители ведущих банков Челябинска собрались в областном пресс-центре газеты «Южноуральская панорама», чтобы обсудить планируемые нововведения в сфере потребительского кредитования.

Уже в следующем году должен вступить в силу законопроект, который обяжет банки применять в договорах только медицински обоснованные шрифты. Отказ от мелкого шрифта позволит заемщикам при заключении сделки видеть полные условия получения потребительского кредита.

– На мой взгляд, новый законопроект должен добавить цивилизованности в кредитование в целом и в сферу потребительских кредитов в частности, и банки, и заемщики только выиграют от его принятия, – высказал свое мнение начальник управления розничного кредитования ОАО «Челябинвестбанк» Евгений Вертяховский. – Заемщики, ознакомившись с законом, смогут найти ответы на все вопросы, будут знать о своих правах и обязанностях. А банки будут строить договорные отношения с клиентами и выдвигать им требования сугубо в рамках правового поля.

По словам директора филиала «Челябинский» ОАО «ОТП Банк» Дмитрия Рейдмана, в последние годы доверие к сфере финансовых услуг было заметно подорвано. Население считало банки катализаторами финансового кризиса. Плюс, во время нестабильности на рынке многие банки не шли на реструктуризацию кредита людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

– Мелкий шрифт только усугублял ситуацию, снижал доверие к финансовой сфере, – говорит Дмитрий Романович. – Принятие закона оздоровит ситуацию с конкуренцией, будет безусловным благом для банков, увеличит доверие потребителей, ведь только благодаря ему банки могут быть конкурентными в долгосрочной перспективе. Добросовестным банкам закон поможет на паритетных началах работать с менее добросовестными игроками рынка.

Еще одна новация законопроекта – возможность заемщика возмещать всю сумму кредита в течение двух недель после его выдачи без штрафных санкций.Комментирует нововведение начальник отдела организации потребительского кредитования ОАО» Челиндбанк» Виктория Романченко:

– Желание авторов законопроекта понятно – они хотели провести некую аналогию между Законом о защите прав потребителей и Законом о потребительском кредитовании. В реальности всплеска столь скорых возвратов не ожидается. За 15 лет активного кредитования физический лиц «Челиндбанком» мы не наблюдали большого потока желающих погасить кредит досрочно в полном объеме, тем более в первые две недели. Ведь деньги зачастую сразу же тратятся на покупку. Ситуация, которая может побудить заемщика к скорому возмещению, это, например, спонтанное оформление кредита в торговой точке, где была приобретена некая понравившаяся вещь или услуга. При ближайшем рассмотрении кредитный продукт может не удовлетворить потребителя своими условиями. В этом случае можно перекредитоваться и получить другой продукт на новых условиях.

Также новым законом скорее всего будет введено понятие ростовщического процента, выше которого нельзя будет поднимать ставку.Данное понятие после принятия поправок к гражданскому кодексу в первую очередь будет относиться к договорам займа и коснется микрофинансовых учреждений. Завышенной считается ставка выше среднерыночной по региону. Решение об адекватности процентной ставки конкретного финансового продукта будет приниматься в судебном порядке. При признании недобросовестности суд сможет принимать решения о снижении процентов.

Главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Роспотребнадзора Александра Парфентьева отметила, что зачастую заемщики сами не слишком ответственно подходят к заключению кредитных договоров, не читают весь перечень условий. Нередки случаи, когда полный перечень условий и вовсе не предоставляется банком. В течение года после заключения такого кредитного соглашения недобросовестный банк можно привлечь к административной ответственности с помощью Роспотребнадзора Челябинской области. По истечении года все прения заемщика с банком решаются через суд. Кстати, порядка 80 процентов судебных разбирательств решаются в пользу потребителей.