Поиск

Отбиваться от автомобильных выбросов в Челябинске будут сиренью

21.02.2017 18:20
Автор: Служба информации
Челябинск нужно сделать городом без заторов, а также городом вязов и сирени. С такими предложениями по борьбе с выхлопами от автомобильного транспорта выступили эксперты Общественного совета по формированию экологической политики в регионе сегодня, 21 февраля. Подробности в материале «ЧелябинскСегодня».
Отбиваться от автомобильных выбросов в Челябинске будут сиренью*
Заседание провел вице-губернатор Олег Климов. Он подчеркнул, что ситуация с экологией и загрязнением воздуха в столице Южного Урала складывается из многих компонентов, поэтому винить только крупные предприятия в ухудшении обстановки нельзя. Поэтому на заседании было решено уйти от обсуждения выбросов промышленных предприятий.

«Челябинск вообще никогда не был курортом, он всегда был металлургическим городом. Просто за последнее время добавилось много других факторов. Первое, мы существенно увеличили количество автомобильного транспорта. Сегодня на улицах города в ежедневном режиме находится от 300 до 400 тысяч автомобилей. Второе, мы знаем, что при реконструкции дорожной сети мы потеряли значительную часть зеленых насаждений. Эти все вещи наслаиваются и в итоге мы получаем такую ситуацию, которую наблюдали в январе этого года», – рассказал Климов.

Виц-губернатор предложил экспертам высказать свои мысли в рамках обозначенных направлений. В дальнейшем планируется, что комплекс предложенных мер войдет в стратегию экологического развития города.

Избавить Челябинск от заторов

Сначала участники обсудили проблему оптимизации транспортных потоков. По словам заместителя главы Челябинска по дорожному хозяйству Владимира Алейникова, специалисты ЮУрГУ провели исследование вдоль главных магистралей города и пришли к выводу, что больше всего вредных веществ выбрасывается в воздух при холостом ходе двигателя, то есть, когда машина стоит в пробке, или при резком старте, например, когда загорелся зеленый свет.

«Поэтому надо обеспечить нормальное движение транспорта. Там, где идет нормальное движение, там выбросы вредных веществ гораздо меньше», – уверен Алейников.

Для этого администрация Челябинска реализует программы по улучшению улично-дорожной сети и ремонту дорог, содержанию городских трасс.

С представителем городской мэрии согласен и профессор кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ Владимир Городокин. Как и тезка, он отметил, что необходимо заниматься увеличением пропускной способности дорог, но подчеркнул, что при этом нельзя забывать и про безопасность дорожного движения. По мнению эксперта, причиной высокой аварийности на отдельных участках является неграмотная организация движения, особенно это касается перекрестков. Анализ того, как организовано движение на тех или иных пересечениях улиц, стал основой для диплома не одного поколения выпускников кафедры АТ, но эти наработки оказались никому не нужны, посетовал спикер.

В ответ на это Олег Климов попросил сотрудников ГИБДД, администрации Челябинска и представителей других заинтересованных ведомств обратить внимание на полезные разработки ученых.

На других проблемах, связанных с автомобильными выбросами, остановился преподаватель кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ Владимир Поляцко. Он рассказал, что в городе существует проблема по утилизации автомобильных шин – их зачастую просто сжигают – и отработанного масла. По наблюдениям эксперта, раньше на АЗС стояли специальные бочки для слива такого масла, а сейчас водители могут слить его просто в кусты. C пристрастием участник совещания предложил посмотреть и на само качество топлива.

«Необходимо вернуться к контролю качества топливных материалов на АЗС. Изначально, если топливо идет такое, которое мы не можем сжигать, то о какой экологии идет тогда речь?» – подчеркнул Поляцко.

Он также выступил с инициативой открыть на всех въездах в город автомоечные комплексы для транспорта, который собирается проехать через Челябинск транзитом, чтобы избавить городские улицы от дополнительной грязи и пыли.

А вдоль дорог высадить вязы и сирень

Ранее участники совещания говорили про увеличение пропускной способности дорог. Одной из мер по такому увеличению является расширение трасс, где регистрируется напряженный трафик. На обратную сторону такого процесса обратила внимание собравшихся директор ботанического сада ЧелГУ Вера Меркер. Она напомнила, что во время дорожной революции были расширены многие дороги, но ради этого пришлось пожертвовать высаженными вдоль этих трасс деревьями. А вот восстановлением зеленых насаждений практически никто не занимается, хотя такое соседство может снизить нагрузку от выхлопов.

Правда, по словам эксперта, садить у дорог нужно не тополя, которых и так много в городе, а вязы и сирень. Как оказалось, листья вязов собирают в шесть раз больше загрязнения, чем листья тополя, а листья сирени – в три раза больше.

«Эффективны в этом плане также боярышник, яблоня и смородина. Я сейчас называю породы, которые непривычно видеть у дорог. Но дело в том, что деревья первой величины, то есть до 20-30 метров высотой, в приземной части для очищения воздуха играют мало роли. Хорошо с этим справляются деревья второй и третьей высоты, кустарники», – рассказала Меркер.

Но «правильные» деревья вдоль дорог мало посадить, за ними нужен еще регулярный специальный уход, подчеркнула директор ботанического сада. При этом, администрация города даже не знает, сколько единиц зеленых насаждений находится в их ведении – последняя инвентаризация прошла в 1980 году.

Первый заместитель главы Челябинска Юрий Параничев на это ответил, что инвентаризация уже включена в план мероприятий в рамках муниципальной программы «Оздоровление окружающей среды Челябинска» на 2017-2020 годы. Он пообещал, что по результатам инвентаризации будет разработан план санитарно-оздоровительных мероприятий в скверах и парках города, где имеется необходимость восстановления утраченных зеленых насаждений.

Вице-губернатор полностью поддержал указанную зеленую инициативу.

Также на мероприятии звучали и другие предложения по улучшению качества воздуха в Челябинске. Так, например, эксперт Общественной палаты Челябинской области Виталий Безруков предложил закупить туманные пушки, которые используются в Китае и Франции. Сейчас такие новинки пробуют в Мурманске и Краснодаре. Олег Климов на это ответил, что сначала необходимо лично ознакомиться с особенностями работы и эффективностью таких экзотических, по его словам, способов борьбы со смогом, прежде чем закупать.