Поиск

Равнение на Роттердам

18.01.2017 13:12
Автор: vedmed1969.livejournal.com
Неплохие, в принципе, деньги (не самые, конечно, огромные, но и Че - не Москва, не Тюмень и не Ханты-Мансийск, бюджет не резиновый) -- призовой фонд архитектурного конкурса на градостроительную концепцию центра города, притягивают, как магнит, разных проходимцев творческие коллективы архитекторов со всей страны, и даже голландцы заявились. Ну и наши участвуют, "Стальное вымя", слышали про таких? А они прошли во второй тур.
Равнение на Роттердам*
не наше
0_dba15_164cd509_XXL.jpg

На 74ру Иван Слободенюк представил сегодня москвичей - градостроительная компания "Яузапроект" и её генеральный директор Илья Заливухин подарили нам вот такое:

"Нашим проектом запланирована новая набережная, и до 20% территории центра – это общественные пространства: скверы, площади. Это достаточно большой процент территории, если учесть, что в 100% не включены существующие улицы, – отметил архитектор.

Концепция предусматривает сужение русла Миасса и комплексный проект по решению экологической катастрофы, которая постигла реку: от модернизации и перевода некоторых промышленных предприятий до формирования береговой линии – градостроители убеждены, что одной очистки реки недостаточно, нужны и более решительные меры. При этом не считают представленные на конкурс Archchel-2020 проекты набережной дублирующими:

– Мы видели результаты этого конкурса, но предложили свои решения с комплексным проектом, в который вписана набережная, – заявил Илья Заливухин. – В нем заложены в том числе экономические параметры. Мы хотим вернуть жизнь в центр города, где она была до 1917 года.

Для этого «Яузапроект» предлагает развивать берег за счет новых жилых кварталов вокруг набережной с выделением новых участков земли под развитие центра." Опаньки!


По мнению группы товарищей, слишком в нашем центре просторно, да что там - пусто у нас! Заглавная картинка показывает нам, как планируют его наполнить. Да, мало нам в центре офисов и заставленных машинами в три ряда в каждом направлении улиц Труда и Карлы Марлы, туда еще людей надо напихать. Впрочем, если снести хрущёвки и 97-ю серию, скажем, в квадрате Российская - Евтеева - Энтузиастов - проспект Победы... оооо, дас ист фантастишь! Но зато им ездить никуда не надо будет - все пешком или на велике, скажем. Мечта!

Прежде чем начать планировать новые кварталы, московские архитекторы провели функциональные исследования города, рассказывает Илья Заливухин:

– Мы изучили ценность застройки и периоды ее создания. Конечно, выявили много ценных зданий, которые однозначно должны быть сохранены и приспособлены под современное использование и не должны просто стоять и ветшать, ожидая сноса, – говорит он.

Еще в августе, осматривая деревянные постройки на улицах Карла Маркса и Цвиллинга, Илья Заливухин предлагал открывать в них кафе, тем самым привлекая жителей чаще бывать в центре. Эту идею он не оставил и развил в проекте.

– Нужно организовать пространство вокруг таких зданий, чтобы сохранить их внешний вид. Конечно, жилыми домами они уже навряд ли станут… Нужно сохранять и использовать культурное наследие, но оно не должно ограничивать развитие территории вокруг него. Челябинск сейчас в очень сложной ситуации – центр города практически пустой! Особенно если сравнивать с насыщенными европейскими городами или Самарой, Новосибирском, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге. Центр Челябинска не в самом лучшем состоянии относительно других городов. Но ситуация тем и интересная тоже – можно при новом современном подходе сделать центр Челябинска одним из лучших в России...

... За образцы при разработке концепции мы брали активно развивающиеся азиатские города, но первостепенными стали мегаполисы Северной Америки – Чикаго и Ванкувер, – отметил Илья Заливухин. – Началось с того, что мы увидели в городском музее надпись «Челябинск – советский Чикаго» и решили сравнить. Конечно, в Чикаго живут 2,5 млн человек, но до второй половины 1950-х города развивались по одному пути. Затем в СССР началось массовое жилищное строительство, и пути разошлись.

Чтобы они сошлись обратно, нужно полноценное развитие полуторамиллионного мегаполиса, убежден градостроитель. Но делать это нужно бережно, с сохранением природного и культурного ландшафта.

– Вычищаем реку, делаем набережную, сохраняем скверы и культурное наследие, а потом даем городу жить и строиться, – считает Заливухин.

Примером развития исторического города Илья называет Роттердам – второй по численности город Нидерландов разработчики тоже «примеряли» к Челябинску.

– Одной из важных задач было разобраться с частной собственностью: понять, как распределены земельные участки в центре Челябинска и какой у них может быть регламент развития. Ведь центр – не абстрактный, это множество участков, которыми владеют множество собственников – жителей города. Мы поставили себе задачу заинтересовать собственников в развитии их участков – сейчас много пустырей, и нет понимания, что с ними делать. У нас есть предложения, основанные на возможности развития среднего бизнеса непосредственно собственниками земли, – рассказал Илья Заливухин.

У команды проектировщиков есть видение будущего центра Челябинска как жилого района, дома для самых разных слоев населения.

– Многие полагают, что в центре города строить нельзя. В мировой практике существуют принципы компактного расселения в городах. Сейчас в центре Челябинска живут всего около семи процентов населения – это очень мало. Мы считаем возможным при определенном комплексном подходе к проектированию центра, при модернизации транспортного каркаса и сохранении природного и культурного наследия развивать центр города, в том числе жилыми функциями. Люди могут и должны жить в центре города.

В основе идеи «Яузапроекта» – социологические исследования Челябинска и общемировая практика «центр для всех, периферии для богатых». По их мнению, центр южноуральской столицы стоит застроить разными домами для разных людей:

– В центре должно быть и социальное, и арендное жилье, о котором сейчас много говорят: хотим вернуть понятие «доходных домов». Расселение бедноты на окраинах – путь к гетторизации территории. При грамотном подходе к проекту развития жилья в центре будет обеспечено и поликлиниками, и детскими садами. Должны развиваться, модернизироваться и регулироваться социальная и инженерная инфраструктуры. Есть задачи развития и теплоснабжения, и ливневой канализации в центре города.

Главный враг застройки исторического центра – высотки. Так считают краеведы и историки, так думают многие челябинцы, а именитые архитекторы, увидев челябинские небоскребы, даже предлагают запретить производство голубого и зеленого стекла.

Илья Заливухин и его команда считают, что необходимо разработать комплексный проект развития центра города, внести определенные ограничения и позволить городу расти в том числе и ввысь.

Высотный регламент должен четко ограничивать строительство в исторических зонах. Нашим проектом таких зон выделено две, – сообщил архитектор. – Первая: от улицы Цвиллинга до улицы Елькина, включая площадь Ярославского – здесь можно создать атмосферу старого Челябинска через модернизацию, реконструкцию, реновацию исторических зданий. Эта зона должна быть малоэтажной и с сохранением исторического масштаба, как и улица Кирова. Вторая такая зона – вдоль проспекта Ленина для сохранения архитектурного ансамбля, возведенного в 1940-1950-х. Границы исторической застройки XIX века и середины XX-го можно обсуждать, но их необходимо определить и зафиксировать.

Так вот московские проектировщики смело отвечают всем эти любителям замшелой старины, так называемым краеведам да историкам. И то верно, сколько можно трястись над каждой избушкой, верно, yuvlatyshev?

По замыслу разработчиков, высотный регламент должен «накрывать» не всю историческую часть центра города, а некие ее фрагменты – как эти две зоны особо ценной застройки.

– В зонах высотного исторического регламента бюджет помогает воссоздавать историческую среду, беря на себя 50% расходов, – считает Илья.

При этом архитектор отмечает, что воссоздание исторической среды на всей территории центра города в современном Челябинске невозможно – «слишком расточительно, лучше направить эти средства на здравоохранение и образование». В реализации высотного регламента двух исторических зон государство должно участвовать – через принятие долгосрочной программы до 2050 года.

Улично-дорожную сеть проект также затрагивает: архитекторы задумали много новых маленьких улиц, которые, по их словам, не придется «прорубать», как делали при Сталине в Москве и при Муссолини в Риме.

– Сеть достаточно плотная, но где-то можно соединять улицы, например, через бывшие промзоны. Тем самым мы завершим заложенную изначально сетку улиц в центре города. Нужно дополнить ее несколькими мостами через реку, которые планировались ранее – не магистральными, а пешеходно-автомобильными, достаточно широкими. Эти мосты должны помочь разгрузить автомобильный поток центра города.

Илья Заливухин считает, что мостов много не бывает и в них всегда есть потребность для города. В качестве примера приводит европейские столицы:

– В Париже и Риме мостов достаточно много, и жители видят Сену и Тибр.

По новым улицам москвичи предлагают усилить общественный транспорт, запустив новые линии трамваев, троллейбусов и автобусов. Таким образом, при увеличении числа улиц и общественных пространств в центре города развитие ожидает и муниципальный транспорт – появятся новые маршруты, увеличится плотность маршрутной сети.

Не обошли вниманием в «Яузапроекте» и главный челябинский долгострой – метро:

– Городу нужно использовать туннель, который уже на 20% выполнен, и через него можно пустить линию скоростного трамвая, проходящего в центре под землей, – предлагает Илья Заливухин. – Вероятно, у вас скептически отнеслись к идее метротрама, так как представили трамваи в метро. В Волгограде довольно странно это смотрится. Но мы говорим не о городском трамвае, а о легкорельсковом транспорте (ЛРТ), аналоге метро – вот как в Москве в Бутово и на ВДНХ.

– Нет смысла продолжать рыть вне исторического центра эту линию под землей, это может еще 100 лет продолжаться (по словам вице-мэра Владимира Алейникова, строительство может занять не менее 25 лет. – Прим. автора). Нужно предпринимать реальные шаги уже сейчас, для нынешнего Челябинска, – продолжает гендиректор градостроительной компании. – Мы предлагаем вывести ЛРТ на периферии на эстакады, чтобы не останавливаться на перекрестках. Шума не будет, есть бесшумные рельсы, в Москве их уже применяют. Кроме того, построить эстакады дешевле, чем копать ветку под землей.

Верно! Метро на самом деле нужно только в одном городе строить, остальные пусть на джамшудках ездят, чай, не москвичи! Вот такой замечательный проект - просто вызов нашему затхлому болоту. Своих-то архитекторов у нас нет, верно, ball_ka? Ну и да, я, как представитель пресловутых семи процентов, почему-то против накачивания центра людьми. Не надо, есть замечательные районы - Парковый-2, Академ, Звёздный, наконец.

Но ребята посоветовались с прогрессивной общественностью: "В октябре «Яузапроект» проводила воркшоп – растянутую во времени дискуссию о будущем Челябинска. В нем приняли участие не только архитекторы, но и экономисты, художники, экологи, историки, технические инженеры, социологи." (интересно, кто именно эти замечательные люди?)

0_dba16_1bf1241_XXL.jpg

Ждём следующих. Очень хочется узнать, что там наши напридумывали.