Поиск

Послание губернатора 2018: выводы и перспективы

22.02.2018 11:22
Автор: Андрей Минченко
Итак, Губернатор Борис Дубровский отчитался перед Законодательным Собранием области за результаты 2017 года и обозначил приоритеты на 2018-й.
Послание губернатора 2018: выводы и перспективы*

В своём докладе, хорошо структурированном с управленческой точки зрения, Губернатор лаконично и ёмко осветил ключевые аспекты основных направлений устойчивого развития региона: экологии, экономики и человеческого капитала. 
Отрадно, что основой доклада стали именно экономические приоритеты, то есть задачи по наполнению бюджета и созданию новых рабочих мест, в отличие от традиционных для выступлений такого формата социальных акцентов в расходовании финансов.


Но что самое главное - пожалуй впервые за многие годы, мы видим в ежегодном послании чётко очерченные ясные перспективы развития региона, причем не просто озвученные на словах, а подкрепленные реальными делами, результатами и фактами по всем основным направлениям. Впервые в новейшей истории Челябинской области мы ясно понимаем, куда и зачем мы движемся, и видим конкретные шаги к намеченным целям.


Например, если в планах - саммит ШОС, то сегодня уже ведутся новые стройки, идет подготовка фундамента главного конгресс-холла.


Если говорим про ВСМ, то этот проект уже присутствует в программных документах государственных ведомств, в заявлениях высшего руководства страны, в пакете документов частной концессионной инициативы, который сегодня рассматривается в правительстве РФ.


Если мы ставим целью инвестиционное развитие региона, то мы видим сегодня:
- одну из лучших региональных инфраструктур в стране по поддержке бизнеса и инвестиций;
- 4 созданных территории опережающего социально-экономического развития и первые реальные проекты в них;
- действующий индустриальный парк “Малая Сосновка” с первыми резидентами, проектируемый индустриальный парк в п.Новогорный, частные индустриальные парки;
- отлаженное взаимодействие с федеральными институтами развития (ВЭБ, Корпорацией МСП, ФРМ, ФРП, РЭЦ и др.), подкрепленное реальными результатами;
- регулярное участие нашей области в международных и межрегиональных мероприятиях, проведение таких мероприятий.


При поддержке команды правительства региона на территории области сегодня реализуются порядка 35 инвестпроектов более чем на 5000 рабочих мест, в т.ч. наиболее крупные: “KSP-Steel” (Верхний Уфалей), тепличный комплекс “Горный” (Усть-Катав), автозавод “Хант” (Миасс), “Грани Таганая” (Златоуст) и др. Очень скоро этот показатель пополнится новыми проектами из числа уже заявленных инвестиционных намерений и планов по ТОСЭР.


Причем эти данные не учитывают собственные инвестпрограммы наших крупнейших предприятий - в ближайшее время мы их увидим в годовом отчете Росстата.
Уверенный рост объемов промышленного производства и сельского хозяйства также добавляет оптимизма.


Важнейшим приоритетом заявлено инновационное развитие региона, и уже открыт Челябинский филиал “Сколково”, созданы наукоемкие ТОСЭР в Озерске и в Снежинске, г.Сатка включен в пилотный проект “Умный город”.


Если говорить про финансовую обеспеченность области, то мы отмечаем рост и профицит бюджета, рекордное сокращение госдолга, высокий кредитный рейтинг региона.


И даже в части экологии, в самой наболевшей проблеме, мы впервые видим, вместо пустых слов, реальные практические действия: усиление надзора и мер воздействия на нарушителей; создание системных условий для внедрения заводами чистых технологий; начало открытого диалога с общественностью; и как результат - первые шаги крупных предприятий навстречу населению, движение к экологической открытости и к поэтапному снижению выбросов в атмосферный воздух.

Понятно, что идеально гладко никогда всё не бывает. Трудностей более чем достаточно. И предстоит еще очень и очень много работы, чтобы реализовать намеченное. Тем не менее продвижение есть, темпы хорошие.
Присутствуют ли в работе областного правительства серьезные системные упущения? Отмечу два.

Первое - это недостаток систематической активности по поиску и привлечению инвесторов. Нужны новые резиденты ТОСЭР и индустриальных парков. А у нас получается, что поле вспахано, удобрено, работники и техника наготове, но засеивать нечем - семян нет. 
Причем стратегия правительством выбрана верная - привлекать новых бизнес-партнеров в регион посредством деловой событийной активности: организацией форумов, конференций, выставок. Реальный пример - мы провели форум “Россия-Казахстан”, и казахстанский инвестор принял решение строить завод в Верхнем Уфалее. Однако всерьёз такие события начнутся только по завершении строительства новых объектов инфраструктуры делового гостеприимства. То есть с саммита ШОС-2020.
Получается, что так мы теряем 2,5 года, а инвесторов нужно привлекать уже сегодня. Поэтому именно сегодня крайне важно направить дополнительные ресурсы в это узкое место, препятствующее развитию. 
Причем, “холодными” звонками рядовых сотрудников нужные новые связи не создать - уровень не тот. Необходим максимум статусных личных контактов, и лучший вариант для этого - создание сети представительств Челябинской области в других регионах и за рубежом. К примеру, Республика Татарстан, являясь одним из лидеров экономического развития в стране, совсем не случайно имеет сеть из 16 региональных и международных представительств - систематическое выстраивание дипломатических отношений с деловым сообществом других территорий является важным условием для эффективного привлечения в регион новых инвесторов. Но пока таких планов у Челябинской области нет.

В качестве второго упущения, с сожалением отмечу, что тема развития въездного туризма по-прежнему не значится в приоритетах региональной правительственной повестки. И совершенно напрасно, поскольку отличные возможности для этой отрасли у нас есть.


Некоторые шаги конечно были предприняты: построена дорога для кластера “Синегорье”, слегка реформировано региональное управление туристической отраслью, начался публичный диалог с отраслевым бизнесом, ОГУ “Особо охраняемые природные территории Челябинской области” всерьез перестраивается на развитие эко-туризма. Но этого крайне мало.


Пока туристическая отрасль в стране пребывает в запущенном состоянии, мы ещё можем вырваться вперёд. Потом будет поздно. А другие регионы, тем временем, не стоят на месте - взять, к примеру, свежие новости про соглашение между туроператором TUI и Камчаткой, соглашение между Ростуризмом и Удмуртией по развитию промышленного туризма, включение многих территорий и проектов (но не наших) в приоритетный проект Минприроды РФ "Дикая природа России: сохранить и увидеть".


Очень надеюсь что это упущение будет исправлено правительством области в 2018 году.

Подводя итоги, повторю, что многие из достигнутых сегодня правительством региона результатов - пока промежуточные. Всё это, по большей части, лишь подготовка, самое начало главного этапа. Но это начало уже опирается на прочный, настоящий, фактически созданный фундамент. И контуры будущего здания новой экономики региона уже отчётливо прорисовываются в близкой и обозримой перспективе. Построить его вполне возможно, однако правительству придется еще более нарастить темпы и точнее сконцентрировать усилия и ресурсы. А нам с вами - научиться понимать друг друга, вести конструктивный диалог, и чуть лояльнее относиться к своему родному региону.