Поиск

О смоге в Челябинске.

Возбудили меня, конечно, некоторые статьи с апелляциями к региональному Минэкологии, а также комментарии к ним. К сожалению, как показывает неумолимая практика, в этой теме «плавают» даже профессионалы, бывалые и просто акулы пера, поэтому начну с основ.
О смоге в Челябинске.*
не наше
Ван. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляет федеральная структура, имя ей - Росприроднадзор, она имеет свое территориальное управление по Челябинской области. В открытом доступе можно найти ее положение, полномочия и координаты.

Ту. Если скажете, что у Минэкологии Челябинской области тоже такие полномочия есть, вы тоже будете правы, но только отчасти. Потому что «организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности», осуществляется министерством лишь «на подлежащих региональному государственному экологическому надзору». На них, для общего понимания, приходится всего лишь в пределах 15% от общих нормативов выбросов челябинской промышленности. Когда в информационной повестке появляется новость, что установили и приняли меры в отношении маленького загрязнителя (иногда это воспринимается с иронией, но локальные маленькие загрязнители есть и с ними надо бороться), это – результат деятельности Минэкологии. Что касается надзора за деятельностью больших промышленных «тузов», которые, безусловно, определяют общую экологическую обстановку в Челябинске или будут определять ее в будущем (как в случае с Томинским ГОКом) – это исключительные полномочия Росприроднадзора.

Фри. Очевидно, что текущая ситуация в Челябинске – это следствие деятельности большого «туза» (или – если хотите - «тузов»). Не надо представлять специалистов Минэкологии Челябинской области непрофессионалами, я вас всех заверяю, что они абсолютно точно знают причину смога и с определенной степенью допуска – его источник. Только эти предприятия региональному государственному экологическому надзору не подлежат.

Фо. И вот здесь надо вернуться к тому вопросу, который неоднократно за минувший год поднимал губернатор Челябинской области Борис Дубровский – это смена парадигмы управления качеством атмосферного воздуха. Это то, что лоббировал лично Дубровский, и то, что вошло в итоговый перечень поручений, данных Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным по итогам Госсовета, посвященному Году экологии. Новая парадигма предусматривает:

1) Формирование сводного тома ПДВ (документ учитывает текущие выбросы крупнейших промышленных объектов Челябинска, а также влияние автотранспорта на загрязненность);

2) Построенная на основе этих расчетов выдача квот предприятиям;

3) Изменение системы контроля за выбросами, предусматривающая установку датчиков на границах жилых зон;

4) Поэтапное снижение квот, цель которого – достижение 1 ПДК (предельно-допустимой концентрации) на границах жилых зон (сегодня этот показатель бывает и 3, и 5). Расселение тех жилых районов, где в силу объективных причин достижение 1 ПДК невозможно;

5) Как необходимая опция – передача полномочий Росприроднадзора в части надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности на региональный уровень в тех субъектах РФ, где проблема качества атмосферного воздуха стоит наиболее остро. Челябинская область готова стать первым регионом, где эта система будет применена. Мы считаем эту проблему приоритетной, мы не боимся взять на себя ответственность за этот надзор. Иначе у семи дядек дитя все время будет без глазу, а эта нелицеприятная ситуация - повторяться.

Файф. Мы считаем, что реализация этих шагов, этой парадигмы, является единственно возможным механизмом, способным качественно улучшить состояние атмосферного воздуха в Челябинске и других промышленных городах региона. Губернатор Челябинской области Борис Дубровский неоднократно заявлял и остается при своем мнении: существующая система контроля за состоянием атмосферного воздуха исчерпала свои возможности и нуждается в срочной перезагрузке. Мы готовы взять на себя ответственность. Мы рассчитываем на максимальную поддержку общества в вопросе передачи полномочий, поскольку текущие апелляции к региональному правительству, какими бы эмоциональными они ни были, являются неуместными (хоть и в известной степени – провокационными), неэффективными и не могут привести к кардинальному решению проблемы. Выражаясь языком двора, критикуя губернатора и региональное министерство экологии за текущее состояние атмосферного воздуха в Челябинске, вы бьете своих. Тех – кто с вами.