Поиск

Малый и средний бизнес в условиях кризиса

Главное занятие экономистов, политологов и прочей экспертной братии сейчас заключается в основном в том, чтобы расписать, как все ужасно будет в России в связи с накатывающим кризисом. Причем такое ощущение, что они устроили своеобразное соревнование – кто сделает картинку самой безрадостной.
Малый и средний бизнес в условиях кризиса*
В этих условиях антикризисные прогнозы становятся островком здравого смысла в океане  утопичных прогнозов. Даже составляются своеобразные рейтинги, какие отрасли и специальности будут востребованы в нынешних условиях, учитывая опыт предыдущих кризисов в России.  Естественно, на лидирующих позициях будут производители продуктов питания и лекарств, потому что люди всегда будут есть и болеть. В нынешней ситуации останутся при своем, а может быть, и наберут обороты предприятия оборонной промышленности (для Челябинской области это, например, тоже актуально). Также не стоит опасаться отраслям  с фиксированными тарифами (операторам сотовой и телефонной связи, сетевикам). Опять же – дороги строить и ремонтировать будут в любом случае, программа по переселению из ветхоаварийных домов и строительства домов для разных категорий льготников и военных продолжают действовать (в Челябинской области тоже), поэтому в выигрыше строители дорог, мостов и социального жилья. А еще и глава Ростуризма заявил, что растет число туроператоров, которые занимаются организацией отдыха в России, и местный туризм может стать реальным локомотивом экономики.

Что такие прогнозы сулят Челябинской области?

С крупными игроками - промышленные предприятия, оборонзаказы все ясно, добывающая отрасль - все ясно, они смогут остаться на плаву. А что будет с малым и средним бизнесом? Ну, тут все логично. И об этом шла речь и на антикариозном штабе, и на заседаниях правительства, и на вчерашнем совещании в Копейске с участием губернатора области Бориса Дубровского, на котором как раз обсуждали развитие малого и среднего бизнеса в регионе. Реальные сложности, с которыми столкнулись и будут сталкиваться такие предприятия в условиях кризиса очевидны. Это дает возможность и властям и бизнесменам, что называется, «подстелить соломку», и уже сейчас проработать те меры, которые помогут с наименьшими потерями пережить сложное время.
Если исходить из прогнозов, то для сельских товаропроизводителей – не обязательно гигантов – это шанс упрочить бизнес. Курс на импортозамещение добавляет уверенности, что продукты, сделанные на Урале, будут востребованы местными жителями. Кушать хочется всегда, а собственная животноводческая отрасль, овощеводство и выращивание пшеницы у нас достаточно уверенно чувствуют себя. К слову, доказательством того, что те же животноводы в нашей стране всерьез воспринимают кризис как возможность для развития, говорит тот факт, что при увеличении объемов производства наша агрофирма «Ариант» потерял позиции в общероссийском рейтинге. Именно потому что и другие производители мяса стали наращивать обороты.

Для мелкого и среднего бизнеса также актуальной становится ниша развития местного туризма. Собственно стоит признать, что сейчас отдыхать за границей затратно, да и как-то непатриотично)) А на Южном Урале есть масса мест, где можно отдохнуть. Понятно, что к уровню сервиса пока есть вопросы. Но это дело наживное. В этом контексте наглядный пример Сатка – чудесная природа, геоглиф, масса энтузиастов, в том числе и среди турфирм, отличные условия для бизнеса. Там даже создан собственный Центр развития туризма.

В Копейске же губернатору продемонстрировали, что активность и желание работать могут из моногорода, жившего раньше только угледобычей, сделать конфетку, создав нужные условия для развития малого и среднего бизнеса.

На совещании в Копейске много было разговоров о поддержке предпринимателей. Но на мой взгляд самыми действенными и своевременными выглядят следующие:
  •  «налоговые каникулы». Ну с этим все ясно, озвученная президентом инициатива уже стала реальностью
  • субсидии для адресной поддержки бизнеса. Поддержать абсолютно всех не смогут, это понятно, поэтому отдадут приоритет конкурентоспособным предприятиям, которые действительно делают что-то уникальное или очень востребованное в России или в Челябинской области
  • устранение административных барьеров. Сколько существует свободный рынок в России, столько и идут эти разговоры. И кризис – опять дже парадокс – повод перейти действительно от слов к делу, даже решили проводить так называемые «контрольные закупки» услуг для бизнеса, чтобы можно было на практике устраивать реальные проверки, а не судить о барьерах только по отчетам
  • упрощение «вхождения» местных товаров в торговые сети. Это выгодно всем – властям, бизнесу и простым людям. Для власти – это не думать, куда пристраивать безработных в случае разорения предприятия + получение налогов, для бизнеса – низкая стоимость или ее отсутствие для вхождения в сети, соответственно увеличение прибыли, для торговых сетей – расширение качественного ассортимента товаров, привлечение покупателей и опять же – прибыль, а для нас с вами - нормальные цены в магазинах.
  • обещают помочь и расширить доступ к кредитам по приемлемым ставкам.

Это основное. Вот в том же Копейске, например, пошли еще дальше – с 2012 года там не повышали коэффициент единого налога на вмененный доход.

И самый важный итог встречи в Койпеске, который позволяет судить о том, что для малого и среднего бизнеса Челябинской области кризис не станет чем-то фатальным, слова Дубровского: «Я гарантирую поддержку всем здоровым предпринимательским идеям». Вообщем, как всегда говорит губернатор – работать нужно хорошо, тогда и результат будет.