Поиск

«Дорожную» на «трамвайную»

Восстановление функциональной транспортной системы как одного из ключевых элементов городского механизма должно попасть в число ближайших и безусловных приоритетов челябинских властей. Лучше будет при этом, если в мэрии со всей серьезностью воспримут риск зря потратить время и ресурсы и обратятся за помощью к признанным экспертам в этой отрасли. Их выводы могут сильно не понравиться, а рекомендации – просто ввести в шок как самих чиновников, так и обывателей, ныне близоруко упивающихся плодами «дорожной революции».
«Дорожную» на «трамвайную»*
Последняя, спору нет, на сегодня заметно облегчила передвижение по Челябинску. Однако любой, кто способен видеть дальше своего капота, наверняка понимает, что облегчение будет временным. Широкие и удобные для езды дороги усилили привлекательность индивидуальной мобильности как одной из составляющих потребительского бума. А продолжающее растягивание границ городской застройки делает покупку автомобиля просто обязательной. Пусть вас не смущает отрицательный рост продаж в автосалонах: конъюнктура рано или поздно изменится, и это только ускорит наступление часа, когда город снова будет стоять в пробках.

Если хотите, прогноз основан на математическом расчете. В нем в абсолютной точности все те же слагаемые, которые дали результат, ранее заставивший десятки городов Старого и Нового Света не просто остановить свои «дорожные революции», но и развернуть их вспять, вновь потратив на это гигантские и далеко не избыточные ресурсы. Удивительно, с какой беспечностью мы спустя десятилетия повторяем чужие ошибки. Ведь самое забавное в том, что челябинцы, на чьих глазах проспекты и улицы расширялись, через какое-то время будут наблюдать обратную картину - как проезжие части снова начнут сужать. Это без вариантов. Помяните мое слово.

Удивляться, впрочем, нечему: в тупик, из которого весьма не просто будет развернуться, нас гонит дефицит компетенций и элементарной политической воли. Последнее очень странно, если учесть, что городская власть де-факто уже не избираемая. Это значит, что у городской администрации именно сейчас вполне развязаны руки, чтобы решительно противостоять поддавшемуся ложным искушениям охлосу за автомобильными баранками. Как бы громко автоадепты ни протестовали в ответ, это будет не громче какофонии клаксонов.

Тем более что-то подсказывает: громче всех гудеть будут те, кто искренне убежден, что человек без автомобиля – это гражданин второго сорта, неспособный, негодный и в общем бесполезный… Обращать внимание на чужие поведенческие девиации – это несерьезно. Куда солиднее и, кстати, полезнее для города будет попытка разъяснить людям с нормальной психикой (таких за рулем, слава Богу, абсолютное большинство), почему личный автомобиль (тем более не едущий, а припаркованный, да к тому же в центре города) должен быть на задворках городских транспортных приоритетов. Благо есть у кого позаимствовать и опыт соответствующих общественных кампаний.

Конечно, самым убедительным аргументом будет обновленная и приспособленная для нужд современного Челябинска система общественного транспорта. Тем более, что решение задачи, как вернуть на общественный транспорт тех, кто уже успел пересесть на автомобили, уже тоже есть в учебниках. К счастью, Челябинск – это типичный советский город, и какой бы архаичной ни казалась сейчас советская градостроительная школа, надо отдать ей должное: свои города она обеспечивала весьма производительной системой общественного транспорта. Хорошая новость и в том, что как бы ни хаяли власти Челябинска за деградацию общественного транспорта, они, в отличие от властей многих постсоветских городов, все-таки не додумались срезать троллейбусные провода и выдернуть из земли трамвайные рельсы.

Более того, вполне сгодятся и завоевания «дорожной революции»: надо же уметь и недостатки обращать в достоинства! Мне, например, никто так и не объяснил, почему после расширения дорог на них так и не появилось выделенных полос для автобусов, троллейбусов и маршруток. Правые отвороты? Вопрос приоритетов. Родная ГИБДД не способна ни на что, кроме как зарабатывать на эвакуаторах, а значит, вторжение личного автотранспорта на «выделенку» останется безнаказанным? Это объяснение меня тоже не устраивает.

Вообще же городу в этой работе могла бы помочь область, проявив, в конце концов, ту же политическую волю, с какой в свое время в Челябинске была инициирована разорительная для городского бюджета и сомнительная по своим последствиям «дорожная революция». Про метро, конечно, сегодня стоит забыть: своими силами не потянуть, а Москва и раньше эту забаву словно не замечала, теперь же подавно - Крым ведь наш... Но было бы просто замечательно, если бы при помощи областного бюджета (или хотя бы областных гарантий) у города появились деньги на реновацию трамвайной сети и создание на ее основе полноценной системы легкорельсового транспорта, самого оптимального в соотношении первичных затрат, эксплуатационных расходов и производительности.

Причем реновация была бы полезна в части не только трассировок и маршрутизации, но и самого подвижного состава. Стыдно сказать, но последние модели расположенного в Челябинской области вагоностроительного завода закупает даже Прибалтика. Вопреки европейским санкциям! А в самой Челябинской области таких трамваев нет, хотя трамвайное сообщение еще в Магнитогорске и Златоусте. Между тем соответствующая областная программа могла бы как раз туда отправить челябинские трамваи старой модели после покупки новых.На оба города бы и хватило, тем более что челябинские вагоны отнюдь не «убитые», а наоборот - с модернизированной начинкой и, соответственно, продленным ресурсом. Кстати, что-то подсказывает, что и самому заводу это ой как бы помогло. Если кто не заметил, на Иннопроме в Екатеринбурге выкатили сразу два (!) свердловских трамвая, хотя до конца 90-х единственный на Урале трамвайный завод был все-таки в Челябинской области...

И если кто-то из коллег шаблонно и не без иронии обзовет это «трамвайной революцией», не жалко. Главное, чтобы Челябинск уверенно зашагал по пути, по которому давно движутся самые продвинутые и удобные для жизни города.