Поиск

В Челябинск едут за байками

08.10.2009 16:42
Автор: Иван Кандыба
Вполне устойчивое словосочетание «Особенности национальной…» достаточно прочно прописалось в прессе, в литературе и даже в местечковом говоре россиян. Может быть, поэтому утверждают, что съемочная группа Александра Рогожкина подбирает анекдотические истории для нового сценария.
В Челябинск едут за байками*

 Вполне устойчивое словосочетание «Особенности национальной…» достаточно прочно прописалось в прессе, в литературе и даже в местечковом говоре россиян. Может быть, поэтому утверждают, что съемочная группа Александра Рогожкина подбирает анекдотические истории для сценария продолжения серии фильмов, основы и традиции которой заложила в 1995 году новая российская комедия - «Особенности национальной охоты», основанная на ситуациях и приёмах близких и понятных современному зрителю.

В сериале достаточно полно был обыгран комплект русских стереотипов: охота, рыбалка, баня, водка, медведи. И дальнейшее поведение старых героев нового фильма и те забавные ситуации, в которые они в нем по сценарию попадают, должны быть легко узнаваемы в реальной жизни. Все взаимоотношения героев в гротескной форме должны повторять отношения в определенной социальной группе. И возможно следующим фильмом о егере Кузьмиче, генерале Михалыче и Лене Соловейчике будет называться: «Особенности национального судопроизводства». Так, по крайней мере, заявил нашему корреспонденту литературный агент Виктор Зубков, посетивший недавно Челябинск в поисках свежих анекдотов и баек, напрямую связанных с отправлением правосудия. 

Корр.: Челябинск уже прочно вошел в жизнь целого поколения россиян как родина Ивана Дулина первого фрезеровщика с нетрадиционной сексуальной ориентацией. И вот сейчас любопытная перспектива стать портретом национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду отечественного правосудия.

В.З.: Вы знаете, Челябинская Фемида основательно засветилась на информационных сайтах в Интернете. И поэтому вполне логично, что возникло решение самому посмотреть, насколько справедливы многочисленные курьезные публикации и способны ли эти анекдотические истории вызвать отклик у зрителя, так, чтобы можно было говорить о социальном заказе на этот срез. Первое, что я сделал, это пошел и посмотрел, действительно ли перед челябинским дворцом правосудия стоит фигура непредвзятой Фемиды без повязки на глазах. Дальше было легче. Полагаю, что и большую часть съемок нужно проводить на челябинской натуре.

Корр.: Но почему именно «особенности национального правосудия», отчего экранизации народных устных историй о случаях, которые могли произойти в реальности в провинциальных судах?

В.З.: Сегодня в России 60% населения это старики, дети и инвалиды. А из 20 миллионов трудоспособного мужского населения миллион «голов» находится по приговору суда в местах лишения свободы. Еще 4 миллиона это сотрудники правоохранительных и надзорных органов. Еще 4 миллиона это хронические алкоголики и не менее миллиона это наркоманы. Так, что не видеть небывалой криминальной составляющей страны просто невозможно. К тому же не напрасно говорят, что в России ни один поэт не интерпретирует природу так свободно, как правовед интерпретирует право.

Корр.: А как же быть с повторяющимися в фильмах вторыми сюжетными линиями - грезами героев, например о традиционной русской охоте или восточных притчах из даосских исторических трактатов. Истории из древнего Китая контрапунктом придавали дополнительный колорит всем «национальным особенностям» в фильмах Александра Рогожкина.

В.З.: Лично мне в этом качестве, для нового фильма импонирует малоизвестная даосская притча о том, как император не послушался возражений мудрого Лао-Цзы и назначил его председателем своего верховного суда. Лао-Цзы долго уверял императора в том, что он для этой роли не подходит. Так как неправильна сама система. «Либо может существовать твой закон, порядок и общество, либо я» - утверждал «Старый ребенок». В первый же день работы в суде Лао-Цзы осудил на шесть месяцев и вора укравшего у богача половину всех его сокровищ и самого обворованного. При этом он сумел даже убедить богатея в истинности его логики. Обворованный кинулся к императору и принялся доказывать, что мудрый и логичный Лао-Цзы очень опасен, и если его оставить в суде он может осудить впоследствии и самого императора, как главного преступника. И Лао-Цзы был освобожден от этого поста. «Я пытался сказать тебе раньше, - сказал тогда императору мудрый Лао-Цзы, - ты напрасно потратил мое время. Я ведь говорил тебе, что для этого не гожусь. Реальность в том, что твое общество, твой закон, твоя конституция – неправильны. Чтобы управлять этой неправильной системой, тебе понадобятся неправильные люди». Вот такое восточное обрамление для современных баек которые я намерен собрать в вашем городе.