В Челябинске задумались о нулевой экологической терпимости

10.03.2015 12:03
Автор: Служба информации
В пятницу, 6 марта, состоялось очередное заседание «Дискуссионного клуба», организованного холдингом «Гранада пресс». Темой для обсуждения стала экология Челябинска и неблагоприятная ситуация, связанная с выбросами в атмосферу. По мнению экспертов, в Челябинске необходимо улучшить систему мониторинга атмосферного воздуха, а предприятия-загрязнителей жестче наказывать. Подробности — в материале «ЧелябинскСегодня».
В Челябинске задумались о нулевой экологической терпимости*
Поводом для дискуссии на экологическую тему стало резкое ухудшение экоситуации в Челябинске: уже третью неделю в городе объявлены неблагоприятные метеоусловия, из-за которых смог не выдувает за городскую черту.

«Максимальное превышение ПДК вредных веществ зафиксировано начиная с 26-го числа, на уровне от 1,1 до 1,5 ПДК по диоксиду азота, формальдегиду и фенолу, - рассказал заместитель министра экологии Челябинской области Андрей Новоселов. - Характер распределения загрязнения по городу и загрязняющие отходы не позволяют говорить о том, что есть один конкретный виновник. Максимальные концентрации были 28 февраля, 1 марта — диоксид азота, 3-го числа на южной окраине находили следы сероводорода, 4-го - нашли превышение по взвешенным, 5-го — много диоксида азота».

Для определения источников загрязнения областные власти, напомним, облетели город на вертолете. «С вертолета было видно, что из-за неблагоприятных метеоусловий пятно загрязнения не уходит, - добавил Новоселов. - Данные экоцентра показали примерно тоже самое».

Эксперт признал, что контролируются далеко не все возможные виды выбросов: загрязняющих веществ десятки, но они не выбрасываются изолированно. Также он сообщил, что по поручению природоохранной прокуратуры в последние дни проверялись загрязняющие предприятия, но результатов этих проверок пока нет.

Политолог Андрей Лавров считает, что, говоря об экологии, нужно определиться с ценностями: здоровье человека или богатства олигархов: «В Шанхае люди годами ходят в маске, но для России человек — высшая ценность, а в Китае — люди произошли из вшей бога. Европа прошла через страшную бойню, чтобы понять ценность человеческой жизни. Когда в США погибло 20 человек, началось экологическое движение. В Европе, в Лондоне в 50-х года от смога погибло гораздо больше, 12 тысяч человек. Надо решать не только Челябинску, но и всей стране, что для нас важнее».

Эксперт общественной палаты Челябинской области Владимир Филичкин закончил военную ординатуру на токсиколога. Определение степени загрязнения через коэффициенты предельных концентраций он назвал неверными: «Нормативы ПДК являются чисто условными, полной картины не дают. У загрязнения есть синергирующий, усиливающее друг друга воздействие. Десятилетиями выбрасывались вещества, оседали и впитывались в почву. Почва протравлена вглубь до десяти метров, изотопов хватает. Микроорганизмы мутируют. Вот ввели такой показатель как неблагоприятные метеоусловия, а когда пыль разносится летом, восходящими потоками, происходит вторичное заражение. Или проблема весенне-осенних сточных вод, которые текут с терриконов».

«Зачем летать на вертолете? - задается вопросом Филичкин. - Чтобы определить узкие места, и летать не надо. Общественным организациям надо объединиться, чтобы определить концепцию, добиваться экспертизы узких мест. Датчики на трубах, которые будут определять всего несколько элементов — ничего не дадут».

Начальник управления организации медицинской помощи взрослому населению минздрава Челябинской области Ольга Агеева отмечает, что проблема экологии остра: «Итог касается нас напрямую. Есть общемировые данные, что загрязняющие вещества влияют на здоровье: детское здоровье, аллергия, заболевания носоглотки. Увеличивается чувствительность аллергиков. Но точные данные о том, как выбросы влияют на здоровье, мы не готовы представить, мы думаем над этим».

По словам эколога Андрея Талевлина состояние атмосферного воздуха — главный фактор, влияющий на здоровье. «Минимум 50% окружающая среда влияет на здоровье. Последнее время с судебными процессами стало очень сложно, у нас даже иски перестали принимать. В конституции Российской федерации определена главная ценность — это человек. Но сейчас преследуются какие-то аморфные интересы хозяйствующих субъектов. Ситуация с мониторингом неудовлетворительная. Выбрасывается около 100 веществ, в постоянном режиме меряется только 24. Уровень бензоферена, например, измеряется раз в месяц, причем только лабораторией в Екбатеринбурге. И предприятия очень свободно себя чувствуют, их не наказывают. Просто для сравнения: за несанкционированный митинг против выбросов могут выписать штраф в 300 тысяч рублей. А за сами выбросы всего 40-50 тысяч».

По его словам, законодательные механизмы для воздействия на предприятия-загрязнители есть, просто они редко применяются: «Несколько лет назад главный инженер Карабашмеди получил три года условно за залповый выброс сернистого андегрида, когда были потравленные все посевы в округе. Выплатили приличную компенсацию. Есть закон об охране окружающей среды - полномочия региона там очень серьезные. Причем они могут быть даже жестче, чем федеральные нормы. Например, если квалифицировать нарушение как «ущерб окружающей среде» — штрафы составят уже несколько миллионов. Уже сейчас можно прекращать или приостанавливать деятельность предприятий на 90 дней или до устранения нарушения».

Согласился с ним и журналист, член экологического совета при губернатора Айвар Валеев: «Очень часто мы слышим, что недостаточно законодательных рычагов. На самом деле, если использовать хотя бы то, что есть — уже будут результаты. Например, вчера мы узнали, что два цеха ЧЭМК приостановили свою деятельность. Мы должны выработать нулевую терпимость к нарушениям в экологии. Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани заявил о нулевой терпимость к любым мелким преступлениям, и опасный город через какое-то время стал нормальным. Надо нам также ввести это в региональную идеологию».

Политолог Алексей Ширинкин рассказал, что экология стала все больше волновать южноуральцев: «Во всех социологических замерах эта тема уже на третьем месте. По Челябинску — вообще на первом. Понятно, что волнует она больше молодых и обеспеченных людей, женщин больше, чем мужчин. Но интерес к ней растет. Напомню, что в конце 80-х годов массовые акции протеста в Челябинске были именно за ядерную безопасность».

«Мне кажется, всем спикерам нужно уйти от эмоций к цифрам, - считает Ширинкин. - Меня в первую очередь интересует, как это влияет на здоровье. Мы понимаем, что живем не на ферме и заключили некий контракт в властью, оставаясь в Челябинске. Но хотелось бы знать уровень угрозы. Сравнить уровень заболеваемости с уловным Южноуральском или селом в Уйском районе. Но самое главное — нужен диалог между властью, обществом, экологами и промышленностью. Нужен некий интерфейс для этого диалога, потому что любые совместные действия лучше войны».

По словам Андрея Новоселова вся статистика по заболеваемости есть, и по населенным пунктам в том числе. Кроме того, он отметил, что для того, чтобы ловить нарушителей — нужно замерять выбросы. И датчики «на трубах» это позволят сделать, сразу будет видно по реперным показателям выполняет ли предприятие ПДК, снижает ли в НМУ, как положено, выбросы на 15% или нет.

«С 2018 года государство определило, что такие датчики должно быть в обязательном порядке, - подчеркнул Новоселов. - Губернатор поставил задачу, чтобы это было раньше. Да, пока все работает в ручном режиме. Прокуратура заранее составила перечень предприятий, которые в НМУ надо проверить и вместе с Росприроднадзором поехали на проверки. И эти меры дают результат, выбросы снизились».