Поиск

Татьяна Савицкая: «Мы — не иждивенцы»

12.11.2013 16:30
Автор: Анна ОЗЕРСКАЯ
Сегодня, в преддверии Международного дня слепых, в издательском доме «Гранада Пресс» прошла пресс-конференция, участники которой рассказали о проблемах незрячих людей. Также они сделали акцент на том, что это не иждивенцы, а полноправные члены нашего общества.
Татьяна Савицкая: «Мы — не иждивенцы»*
не наше
В Челябинской области немногим более четырех тысяч зарегистрированных инвалидов по зрению. Однако если учесть всех, то эту цифру можно умножить на два.

«На Южном Урале около 4250 незрячих, эта цифра «плавает», их число меняется примерно от 4180 до 4270, - приводит статистику  председатель Челябинской областной  организации Всероссийского общества слепых Татьяна Савицкая. - Сейчас к инвалидам по зрению приравняли и тех, у кого третья группа инвалидности. Если учесть их и тех, кто не стоит на учете, то общее число людей, у которых есть проблемы со зрением,  приближается к 8500-9000 человек».

Как говорит Тамара Телелюева, директор коррекционной школы № 127, в Челябинской области всего два учебных заведения , где могут обучаться незрячие дети (школа №127 и школа-интернат в Троицке). «И этого нашей области достаточно», - подчеркивает она. Также, по словам Тамары Телелюевой, огромную роль в социализации такого ребенка должна играть и семья. Необходимо привыкнуть к его особенностям и дать ему максимум знаний и умений, которые помогут в будущем выбрать профессию и найти свое место в жизни. Кстати, помогает в этом и школа. Допустим, если раньше азы профессии того же системного администратора можно было получить только в реабилитационных центрах, то сейчас это возможно и в школах тоже.

Своеобразную «реабилитацию» люди, которых коснулась эта беда, могут пройти в том числе и в библиотеке. Здесь потерявшему зрение могут помочь научиться читать и предоставят любую требующуюся ему информацию. Причем библиотекари найдут выход из самой сложной ситуации. «Даже если наш читатель попросит отчет Газпрома, причем в такой форме, чтобы он мог сам ознакомиться с этой информацией, и при этом у него не будет ничего, кроме компьютера, мы поможем ему, - рассказывает Марина Кочутина, директор областной библиотеки для слабовидящих и слепых. В этом случае сотрудники библиотеки разобьют отчет на несколько файлов и загрузят их в компьютер читателя, а потом он прослушает информацию с помощью специальной программы. Кстати, как отмечает Марина Кочутина, никаких возрастных ограничений на посещение библиотеки для слепых нет.

Одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться незрячим, участники пресс-конференции назвали предвзятое отношение работодателей. Дело в том, что они однозначно отдают предпочтение здоровым соискателям, несмотря на то, что незрячие тоже успешно справляются с теми профессиями, которые выбирают. По словам Татьяны Савицкой, незрячие трудятся как на специализированных предприятиях, так и на открытом рынке труда (процентное соотношение примерно 50/50). Незрячие, допустим, шьют специализированную одежду (например, для ММК) и выпускают продукцию для военно-промышленного комплекса. Те, кто занят на открытом рынке труда, успешно работают массажистами, юристами и даже системными администраторами. По словам Валерия Шилинцева, системного администратора сайта chelvos.org, азы профессии он осваивал в реабилитационном центре. Приехав оттуда, он продолжил учиться самостоятельно. Кстати, на Южном Урале реабилитационных центров для слепых нет. Тех, кому необходима реабилитация, отправляют в Бийск, Волоколамск или в Москву.

По словам Татьяны Савицкой, на тех предприятиях, где сейчас трудятся незрячие, упали объемы производства. Организации оказались в «экономических ножницах»: с одной стороны, такие предприятия должны быть социально-ориентированными, а с другой — им тоже необходимо получать прибыль и обеспечивать себя самостоятельно. Получается это не у всех. Так, в Магнитогорске незрячие сотрудники местного предприятия отправлены в бессрочный отпуск без сохранения заработной платы. «Мы очень просим помощи областных властей, - говорит Татьяна Савицкая. - Мы — не иждивенцы, нам всего лишь нужна помощь в поиске решения, которое позволит сохранить предприятия, ведь это легче, чем потом восстанавливать их».

11-6.jpg