Поиск

Тамара Мордасова: «Полный артхаус» - будем смотреть, сопереживать, размышлять и общаться

04.02.2014 11:41
Автор: Олег Синицын
Арт-директор II Всероссийского фестиваля авторского кино «Полный артхаус», директор челябинского кинообразовательного центра им. Л. Оболенского Тамара Никитична Мордасова любезно согласилась дать эксклюзивное интервью накануне пресс-конференции, посвященной фестивалю, корреспонденту ИА «ЧелябинскСегодня» Олегу Синицыну.
Тамара Мордасова: «Полный артхаус» - будем смотреть, сопереживать, размышлять и общаться*
- Тамара Никитична, на первом фестивале «Полный артхаус» главной фигурой была замечательная актриса, режиссер, сценарист Рената Литвинова. Кто сейчас станет такой звездной персоной на втором фестивале?

- Рената Литвинова в этот раз не смогла принять участие в фестивале сама, но она прислала свой короткометражный фильм «Девушка с коробкой», который мы покажем на церемонии закрытия. Конечно, такой уникальной фигуры, как Рената, воплощающей сегодня современное авторское кино, не оказалось. Сменились творческие поколения. Культовые имена востребованы на крупных проектах, телесериалах, в дорогих кинокартинах. На фестивале будут представлены, в основном, очень талантливые , пока малоизвестные дебютанты. Да, мы как организаторы, думали над тем, кто же будет главной фигурой? Вели переговоры с Хабенским, Хаматовой, Дапкунайте. Но не сложилось. У нас сменился уже пятый вариант программы «Полного артхауса»-2014. Впрочем, этот вариант сейчас устраивает всех. Мы откроем фестиваль фильмом Киры Муратовой «Вечное возвращение». Из-за проблем с сердцем, сама она не приедет. Все-таки возраст дает себя знать. Но среди открывающих гостей будут очень яркие имена. Например, Андрей Смирнов – актер театра и кино, сценарист и драматург. Народный артист России. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Режиссер-постановщик фильмов «Белорусский вокзал», «Осень», «Верой и правдой», «Жила-была одна баба». Его присутствие оправдывает и ретроспективную программу «Кино оттепели. Апология стиля», и конкурсную программу. Своей личностью он соединяет их. Вспомните документальную программу «Свобода по-русски» - это его детище. А одна из ведущих «Школы злословия» - Авдотья Смирнова – его дочь.

Специальное событие «Полного артхауса»-2014 –фильм режиссера Алексея Германа «Трудно быть богом». Фильм, которого ждали 14 лет. Он будет в прокате по России с 27 февраля. А экспресс-премьеры прошли в Москве и Санкт-Петербурге. В рамках нашего фестиваля будет третья экспресс-премьера. Представит фильм Светлана Игоревна Кармалита – киносценарист, вдова и соавтор Алексея Германа-старшего, мать Алексея Германа-младшего, лауреат Государственной премии СССР (1986), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000). Алексей Герман умер год назад – 21 февраля. Годовщина его смерти приходится на закрытие Второго Всероссийского фестиваля «Полный артхаус». Закрытие нам помогут провести Евгений Герчаков – народный артист РФ, актер Московского театра Луны (снимался в фильмах «Мама», «Такси-блюз», «Ширли-мырли»), Андрей Мерзликин – актер (главные роли в фильмах «Бумер», «Штрафбат», «Бретская крепость»), ряд других известных актеров и режиссеров…

- Кинофестиваль подразумевает не только показ лент, общение с талантливыми актерами и кинематографистами, но и главное , основное действо, интригу мероприятия – конкурсную программу. Она предусматривает восемь фильмов. Кто будет их судить?

- Публика Челябинска. В зрительные залы будут розданы бюллетени, в которых челябинцы отметят понравившиеся киноленты. Кроме зрителей у нас будет и малое жюри, состоящее из представителей творческих союзов и журналистов, компетентно и заинтересованно освещающих вопросы культуры и кинематографа в частности. Дмитрий Моргулес (интернет-газета «Слово»), Светлана Смирнова («74.ru»), Владимир Спешков («Челябинский рабочий»), Марк Рискин («Южноуральская панорама»), Олег Хапов, главный режиссер Камерного театра, Виктор Петров, кинодраматург, Елена Щетинкина – член Союза художников, Ирина Духина – искусствовед, Ольга Конфедерат – киновед, Константин Рубинский – член Союза писателей.

- Жюри, действительно, компетентно, и в хорошем смысле этого слова – консервативно-феодально ( имеется ввиду преемственность поколений - сын Моргулес и сын Рубинской). Радует, что челябинская публика окажется на первых оценочных ролях. Помнится, что когда к нам на прошлый фестиваль приехали известные московские актеры и кинокритики, то все время подчеркивали тот факт, что не ожидали увидеть столько людей на Урале, которые так хорошо разбираются в авторском кино. И более того, очень его любят. В самом деле – челябинцы высокие ценители некоммерческого кино?

- Разумеется, такая публика есть. Но аудитория авторского кино частично потеряна. Потому что молодое поколение село за компьютеры, а если и идет в кино, то не видит на российских экранах по-настоящему умные картины. В Челябинске не тот менталитет, какой существует в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске… По ряду серьезных критериев – здесь другой слой. В перечисленных городах – качественное кинопроизводство, у нас – грамотные кинопрокатчики. Знаете, в кинотеатре «Знамя» в прошлом недавнем веке существовала традиция показывать так называемое «трудное кино». И на показах фильмов Тарковского, Параджанова, Абдрашитова, Сокурова были аншлаги. И на фестивалях «Новое кино России», предшествующих «Полному артхаусу», была обязательная программная арт-линия, очень поздняя по времени, на 21.00, но неизменно аншлаговая. Теперь часть публики, эту часть можно назвать тонким слоем, вернулась к нам. Считаю, что нам повезло, когда в 2012 году мы встретил понимание в теперь уже бывшем начальнике городского управления культуры Викторе Александровиче Ереклинцеве. Он по образованию историк, интеллигентнейший человек, человек культуры. Долго убеждать его в необходимости проведения фестивальной акции " ВИВАТ ОБОЛЕНСКИЙ", а затем и фестиваля «ПОЛНЫЙ АРТХАУС» не пришлось. Мы получили верного союзника, а, следовательно, организационные и финансовые ресурсы. Среди чиновников от культуры такие люди не часто встречаются, потому что культурному ведомству, как и любому другому свойственна инертность, консервативность. Есть библиотеки, парки, музыкальные школы, театры, они сами живут и развиваются. Единственная прерогатива ведомства – грамотно распределять деньги. Но если вдруг появляется нечто новое, нарушающее привычный ход вещей, возникает неприятие, отторжение… Нашему же фестивалю грех жаловаться. На хороших людей нам всегда везло. И центр Оболенского возник благодаря хорошим людям, и фестиваль. Грех Бога гневить. Мне кажется, что мы занимаемся благородным делом, нужным живой сегодняшней реальности, и некий метафизический поток подталкивает к нам хороших людей и… чиновников.

- Тамара Никитична, в Программе кинофестиваля я увидел раздел «Вторая премьера», который предусматривает показ пяти фильмов. Что это?

- Да, есть такая программа «Вторая премьера». Что имелось ввиду? Попытаюсь обосновать ее необходимость. В 2013 году в России было создано около 90 художественных фильмов. До зрителей дошло только семь. Огромный массив фильмов не вышел на экраны. Некоторые пробились на международные фестивали, но не пробились к российскому зрителю. Некоторым «повезло» в кавычках. В Челябинске, например, 47 кинозалов. Есть многозальные кинотеатры, такие, как «Мегаполис», «Горки», «Родник»… Чтобы заполнить 7-9 экранов фильмами кинопрокатчики могут выбросить туда случайно и хорошую картину. Так фильм «Географ глобус пропил» посмотрели только 600 человек, а фильм «Небесные жены луговых мари» - всего 12. Практически и премьеры –то не было. «Вторая премьера» даст шанс зрителям не пропустить высокохудожественные ленты. Пермский писатель Алексей Иванов написал отличную книгу о жизни провинциального учителя, с иронией, юмором, о безответной влюбленности девушки в учителя… Режиссер Александр Велединский создал умную картину, актер Хабенский здорово сыграл географа, который глобус пропил. Но лучше посмотреть фильм, чем послушать о нем.

- Проводя фестиваль «Полный артхаус» вы создаете, как уже упоминалось, особенного зрителя. Тот самый тонкий, думающий и чувствующий слой интеллигентных людей, который может оценить глубокую художественность и многоплановость кинопроизведений. Эти картины можно назвать терминами «Трудное кино», «Непрокатное кино», «Другое кино». Подобные картины показывает Гордон в «Закрытом сеансе». Мне кажется, вы сами не ведаете, что творите. Как вам удается культивировать такого зрителя?

- При кинообразовательном центре им. Л. Оболенского существует киноклуб «Оболенский+», которым руководит мой заместитель Владимир Михеев. Каждую неделю в клубе проходят просмотры и обсуждения шедевров мирового и отечественного кино, известных и забытых лент. Большая часть аудитории фестиваля сформирована в этом киноклубе. Наши киноклубники – это ядро фестиваля. Тематика в клубе очень разнообразна, и временной диапазон не ограничен. Фестиваль же «Полный артхаус» берет самые свежие картины. И если с аудиторией более-менее ясно, то с самими организаторами – возникает грусть. Возраст уже солидный. А на смену никто не спешит… Хотя казалось бы – артхаус дело протестное, дело молодое. Но эта грусть не мешает нам мыслить более масштабно и глобально. Еще в прошлом году мы не ставили в названии фестиваля слово «Всероссийский». Сейчас уже мечтаем о международном формате. В кругах профессиональных кинематографистов сформулирована истина: «Фестиваль является единственной формой продвижения отечественного кино». При Министерстве культуры России создана специальная фестивальная комиссия, создан бюджет, поддерживающий фестивальное движение. Чтобы понять собственное авторское кино, необходимо это сделать в масштабе мирового кино. Поэтому мы уже отправляем в комиссию заявку на международный фестиваль. Есть связи с авторами из Казахстана, Прибалтики… Кстати, когда формировалась программа второго фестиваля «Полный артхаус», неожиданно обнаружилось, что его открытие приходиться на день падения «Челябинского метеорита» - 14 февраля. Я вспомнила о замечательном режиссере Ларсе фон Триере, который в 2011 году создал киношедевр «Меланхолия» (Земля погибает в результате падения небесного тела). Я решила пригласить его на фестиваль и написала такое письмо:

«Господин Ларс фон Триер! Год назад на Южный Урал (Россия) упал кусочек планеты Меланхолии, получивший имя «Челябинский метеорит». Метафора и пророчество Вашего фильма реализовались февральским утром для миллионного города. В канун годовщины этого события – с 14 по 21 февраля – в городе Челябинске проводится II Всероссийский фестиваль авторского кино «Полный артхаус». Имеем честь пригласить Вас в качестве гостя и участника нашего фестиваля. Будем рады любой форме Вашего участия: премьера Вашего нового фильма, авторский ретроспективный показ, творческие встречи с кинозрителями, прессой и членами киноклубов . С истинной и глубокой признательностью к Вашему искусству, арт-директор кинофестиваля – Тамара Мордасова».

- Замечательно, Тамара Никитична. Успехов «Полному артхаусу». Какой одной фразой вы бы охарактеризовали предстоящий феситваль?

- «Полный артхаус» - будем смотреть, сопереживать, размышлять и общаться!