Рифат Абдрашитов: «Газетам будет сложно взять деньги с рекламного рынка»
— Рифат Рафкатович, расскажите, какая у вас экономия, насколько снизилось госфинансирование муниципальных и региональных СМИ в 2016 году?
— Объем финансирования снизился, но не намного. На 2016 год в областном бюджете предусмотрено 197 миллионов рублей, основная часть которых будет направлена на реализацию госзаданий «Южноуральской панораме», «Губернии», областному телевидению. Существует также три вида субсидий: печатным СМИ, субсидии на реализацию социально-значимых проектов и субсидии телерадиокомпаниям. В прошлом году получателями государственных субсидий стали более 50 СМИ нашей области.
— Как вы считаете, насколько эффективно эти СМИ отрабатывают выделенные средства?
— Что значит отрабатывают? Давайте разделим. Есть госзадание, которое государственное СМИ обязано исполнить, есть субсидии на реализацию соцпроектов. При определении, кто станет получателем субсидий, прежде всего оценивают заявку: насколько проект является социально значимым. Дальше — задача редакционного коллектива его реализовать. Потому что если он будет реализован каким-то иным способом, чем в заявке, то субсидия не будет выплачена. И такие случаи были. По этой статье деньги в бюджете часто остаются. Либо редакции промахиваются с объемом финансирования, не выбирают сумму, которую запросили, либо содержательный отчет не соответствует заявке.
В субсидии печатным СМИ ключевое значение имеет тираж издания. Поэтому «отработать» такая газета можно только одним способом — оставаться востребованной читателями.
— Какова ситуация с районными изданиями сегодня?
— Сложная ситуация, конечно. Связана она с изменениями в структуре доходов и ростом расходов. Рекламный рынок действительно сужается, на территориях в том числе, где традиционно большой объем занимают частные объявления, проседание есть. Сложная ситуация с муниципальными бюджетами, с реализацией требований о публикации нормативно-правовых актов. В прошлом году треть доходов малой прессы обеспечивали подписчики и покупатели розницы, треть — рекламодатели, еще треть — публикация нормативных актов и госсубсидия. В этом году, скорее всего, сложнее будет взять деньги с рекламного рынка и от муниципального заказа. Остается надежда, что читатели останутся мегалояльны — а это специфика изданий в городах и районах, и именно они станут основным источником поддержки своей газеты. Это возможно, если сами газеты будут развиваться вместе с изменением запросов аудитории.