Поиск

Правила хорошего тона на отдыхе, или Почему русских не любят за границей

23.05.2013 13:37
Автор: Светлана Шлыкова
После того как в зарубежных отелях побывают русские, случается, что из номеров пропадают халаты, пепельницы, стаканы. Все это наши сограждане берут «на сувениры». Себе-то они оставляют на память вещи с логотипом гостиницы. Но, представляете, какая память о россиянах остается у обслуживающего персонала?
Правила хорошего тона на отдыхе, или Почему русских не любят за границей*

После того как в зарубежных отелях побывают русские, случается, что из номеров пропадают халаты, пепельницы, стаканы. Все это наши сограждане берут «на сувениры». Себе-то они оставляют на память вещи с логотипом гостиницы. Но, представляете, какая память о россиянах остается у обслуживающего персонала?

Как себя вести в отеле? Об этом мы спросили специалиста по этикету Ирину ШИБАКОВУ.

— Россиян действительно не любят, — вздыхает Ирина Николаевна. — Я часто бываю за границей, поэтому могу сравнить, как и почему менялось к нам отношение. В начале семидесятых годов, когда русские впервые стали выезжать за рубеж, нас не любили, потому что мы были из категории нищих и с нами было просто неинтересно. А сейчас нас не любят, потому что не соблюдаем правил этикета и ведем себя очень высокомерно. Почему-то у россиян возникает ощущение, что «я иностранец в Париже», но дурные манеры остаются. А это не просто шокирует всех — это плохой тон. Представьте, человек всем своим видом демонстрирует, что он самый богатый, что он позволил себе такой шикарный отдых. Он даже и не подозревает о том, что рядом могут находиться люди не менее богатые, занимающие более высокие посты, но при этом еще и хорошо воспитанные.

Улыбайтесь в лифте

— Хорошее воспитание видно даже по приветствию. Во многих странах, даже входя в магазин, незнакомые люди всегда здороваются. В каких местах приветствие обязательно и на каком языке оно должно звучать?

— Если вы хотите проявить уважение к стране, в которую направляетесь, выучите несколько слов и фраз на местном языке, допустим, приветствие и благодарность. Подойдут и универсальные — английский и немецкий. Можно здороваться и благодарить на русском языке, сейчас его знают многие иностранцы, особенно работники сферы обслуживания и туризма. Но даже если для человека ваши слова незнакомы, он по улыбке поймет, что вы его поприветствовали.

С кем принято здороваться? С таксистом, с продавцами в небольших магазинах, с кассирами в супермаркете. Всегда здороваются с обслуживающим персоналом в гостинице: со швейцаром, на ресепшн, с горничной. А в лифте — со всеми проживающими в отеле. Здороваться нужно с ними всякий раз, когда заходите в лифт — утром, днем, вечером. Ехать молча, допустим, пять этажей и смотреть в стенку — неприемлемый вариант. «Добрый день», «Великолепная погода» — фразы, как и улыбка, помогут во всех ситуациях. Кстати, эти правила относятся не только к заграничной поездке. Приветствие в лифте собственного дома, в магазине, который посещаете, — показатель вашей культуры.

Претензии персоналу

— Не секрет, что россияне любят скандалить в отелях. Оправдываются тем, что есть повод.

— Демонстрировать плохое воспитание не стоит ни по поводу, ни без. К примеру, вы заселяетесь в отель, а предоставленный гостиничный номер по каким-то причинам не устраивает. Не надо высказывать претензии портье, который вас проводил до номера, — этот служащий не решает подобные вопросы. Если вы бронировали номер заранее, позвоните администратору и скажите: «К сожалению, произошло досадное недоразумение, я просил номер не выше третьего этажа и с видом во двор, а не на шумную улицу». Менять номер нужно сразу же, размещаться в неподходящем не стоит. И даже если вы не бронировали номер, а он вам не понравился — грязный, сантехника не работает — отказывайтесь от него сразу. Без скандала.

— Этикет диктует правила поведения в номере?

— Иногда говорят, что вести себя в номере надо так, как дома. Но хорошо, если дома вы ведете себя культурно! А если нет? Убирать за вами грязь, шелуху от семечек и разбросанные вещи никто не должен. Уважительное отношение к обслуживающему персоналу необходимо.

— Если я пролила в номере на ковровое покрытие кофе, должна попытаться вывести пятно сама или могу позвать на помощь горничную?

— У вас не будет под рукой средств, чтобы привести в порядок ковер самостоятельно. Вызовите горничную и заплатите ей за это: она окажет вам все-таки дополнительную услугу.

Воспользуйтесь для этого табличкой «Срочно убрать номер». Такая табличка всегда висит на двери вместе с другой — «Не беспокоить». Кстати, о последней. Иногда русские приезжают за рубеж и хотят отоспаться. Спят до обеда, а потом спрашивает: «Почему мой номер не убирают?» Потому что уборку делают в первой половине дня. Если вы спали и повесили табличку «Не беспокоить», вас не беспокоили.

Чаевые церемонии

— За границей принято давать чаевые…

— У россиян две крайности: либо мы даем очень большие чаевые, либо не даем их вообще. Нужна золотая середина. Например, вы приехали в гостиницу. Швейцар вам откроет дверь, портье донесет чемоданы и проводит до номера. Эта вежливость — конечно же, имиджевая вещь отеля, однако персонал привык получать чаевые. Надо платить! И швейцару, и портье, и горничной. Особенно, если вам оказывают какие-то дополнительные услуги, к примеру, достают билеты в театр.

— Чаевые горничной за то, что хорошо убирает номер, лучше оставлять на кровати, как это принято, или отдавать лично в руки?

— Если есть возможность, то лучше дать чаевые и поблагодарить лично.

— А как определиться с суммой чаевых?

— Горничной обычно платят один — два евро за сутки. Если вы заказали в номер отеля завтрак или ужин, то чаевые будут равны примерно 10 — 15 процентам от той суммы, на которую сделан заказ. Но если вы просто чай с бутербродом попросили принести, тогда и пятнадцати процентов будет много. Кстати, когда вам приносят еду в номер, по этикету вы можете встретить официанта в гостиничном халате и тапочках. В данном случае домашняя обстановка предполагается.

Когда снимать халат

— Наши соотечественники часто разгуливают по отелю в халате и сланцах. В таком виде выходят из номера и идут до бассейна или сауны, которые есть в гостинице…

— Идти в сауну в отельном халате, конечно, не прилично. Все принадлежности для сауны, бани, бассейна или тренажерного зала надо брать с собой. Во всех этих помещениях есть раздевалки, в них и нужно переодеваться.

— Иногда за рубежом в сауне люди раздеваются полностью. Как реагировать?

— Мне часто задают вопрос: «Ой, там — в бане или на пляже — все голые сидят! Что делать?» Я отвечаю: если культура позволяет им сидеть в таком виде и они не смущаются, значит, и вы не должны смущаться. Заходите спокойно. Если им не стыдно, то почему вам должно быть стыдно? Повод покраснеть у россиян должен быть другой: часто после сауны распаренные и потные соотечественники прыгают в бассейн, забывая принять душ. Вот этого быть не должно.

Мыло на сувениры

— Одноразовые бутылочки с жидким мылом и шампунем, которые в отелях меняют каждый день, многие забирают на сувениры…

— Если вы взяли мыло, это не страшно. Ручку, блокнот, спички, нитки — все это забрать можно. Это специально для вас положили. Страшно, когда «на память» увозят пепельницы, ложки, полотенца и халаты. Это воровство. Если уж вам очень сильно понравилась пепельница или ложечка с логотипом отеля, то спросите у служащих: «Мне очень понравилась ложечка. Могу я заплатить за нее и увезти в качестве сувенира?»

— Отпуск заканчивается — пришла пора паковать чемоданы и выезжать из отеля…

— Если вам в отеле очень понравилось, можете записать благодарность в книгу отзывов. Если по каким-то причинам не удовлетворены проживанием и обслуживанием, запишите замечание. Когда вы покидаете гостиницу, не надо ставить последнюю точку, произнося фразу «Безобразный отель!» Конкретный администратор ведь не виноват, что вам не угодили. Вежливый человек никогда не будет ругаться. Он все равно по­благодарит и попрощается с персоналом, но для себя решит, что больше сюда не приедет. Еще один важный момент связан с расчетом. Сейчас многие россияне предпочитают расплачиваться по карточ-кам. Это действительно удобно. Однако нужно заранее узнать, в какой форме ведется расчет в отеле. Может случиться, что именно такие карточки не принимают или вообще нужны наличные. И последнее. Не дожидайтесь, пока вам включат в счет, если вы что-то разбили или вели телефонные переговоры. Сами уточните ситуацию и расплатитесь.