Поиск

По законам революционного времени…

08.11.2012 09:31
Автор: Денис ЛУЗИН
Южный Урал сыграл в истории российской революции свою роль. Именно с Урала вышла целая плеяда деятелей революции, например, тот же Яков Свердлов; есть фамилии, напрямую связанные с революцией и последующей Гражданской войной, и в Челябинске. Конечно же, одной из таких революционных семей для нашего города являются представители семейства Елькиных.
По законам революционного времени…*
не наше

Южный Урал сыграл в истории российской революции свою роль. Именно с Урала вышла целая плеяда деятелей революции, например, тот же Яков Свердлов; есть фамилии, напрямую связанные с революцией и последующей Гражданской войной, и в Челябинске. Конечно же, одной из таких революционных семей для нашего города являются представители семейства Елькиных.

95-летняя годовщина Октябрьского переворота, который раньше именовался Великой Октябрьской социалистической революцией, в нашей стране отмечается по-разному. Если сравнивать с былым, в эпоху СССР, масштабом и размахом, то можно сказать, вообще никак. В последние годы с подачи официальных властей 7 Ноября активно пытаются заменить в народной памяти наспех слепленным новоделом в виде Дня народного единства, что вызывает у людей, более или менее знакомых с отечественной историей, лишь раздражение. Как там ни крути, а произошедшее в октябре 1917 года событие, приведшее к падению династии Романовых в России, Гражданской войне и последующему строительству нового государства, пожалуй, является центральным событием XX века для нашей страны. А может быть, и не только для нашей, учитывая последствия для мира в виде «горячего» противостояния с Германией, а затем и «холодного» — со странами Запада. В общем, мифилогизированное «освобождение» Москвы от поляков в 1612 году тут, как выражается нынешнее племя младое и незнакомое, «не катит» никак.

Такие вот дела, но это так, к слову…

* * *

И сегодня дом купца первой гильдии Якова Елькина, в котором родились и выросли сыновья Абрам (1881 – 1909 г.) Соломон (1888 - 1918 г.), практически в целости стоит напротив здания областной прокуратуры. На нем и сейчас, как во времена советской власти, висит мемориальная доска, извещающая граждан о том, кто здесь появился на свет. Для будущих историков революционного движения в Челябинске деятельность братьев-революционеров Елькиных была наполнена особым смыслом и значением: они, однажды уцепившись за эту ниточку, как волшебный клубок, распутывали ее все больше и больше. И где-то – да! - сознательно выпячивали и приукрашивали, «масштабировали», события первой (1905 - 1907 гг.), а потом и второй русской революции на Южном Урале.

Насколько можно понять из весьма и весьма неполно дошедших до нас сведений о Елькиных, это была вполне обычная для того времени еврейская капиталистическая семья.

Успех купечества иудейского вероисповедания в России в XIX - XX столетии объяснялся целым рядом факторов, не последним из которых был такой: после 10-летнего пребывания в купцах первой гильдии на еврея не распространялись законы о пребывании в черте оседлости. То есть они автоматически получали свободу перемещения по стране, что, учитывая темперамент и торговую жилку, сулило им немалые выгоды. Скажем, купцам христианского вероисповедания пребывание в «высшей лиге» купечества сулило лишь повышенное налогообложение, что, согласитесь, вряд ли можно рассматривать как стимул. В общем, сплошная диалектика и открытый английским корифеем исторической науки А.Дж. Тойнби принцип «вызов-ответ». Что-что, а вызовов для евреев в Российской империи было много, начиная от различных запретов и до прямых угроз жизни (мы сейчас не станем вдаваться в подробности и анализировать, почему и как это произошло. – Авт.).

В том числе и по этим причинам имеющие средства еврейские папы и мамы пытались дать хорошее образование своим отпрыскам и таким образом пристроить их в суровую российскую действительность.

Вот и подошли мы к типичному для того времени, повторюсь, примеру жизненной судьбы: старший сын Якова Абрам поступает в театральное училище в Екатеринбурге, где очень быстро сходится с революционно настроенной молодежью. Уже в 1903 году он член РСДРП (ау, молодежь, помните эту аббревиатуру? Российская социал-демократическая рабочая партия, имевшая своим предшественником в том числе еврейский «Бунд», основана в 1898 г. – Авт.). В Екатеринбурге как в столице Урала все общественные и социальные явления, разумеется, были более выражены, и Абрам становится эмиссаром тамошних революционеров в Челябинске.

Он распространяет нелегальную литературу, находит единомышленников, пропагандирует идеи большевиков. Благо папа Яков владел типографией и, говорят, был настолько либерален во взглядах, что полиция всегда в его случае была начеку. Вскоре Абрам становится членом Екатеринбургской партийной организации и в этом качестве – официальным представителем ячейки РСДРП на Южном Урале, где, кстати, существовали к тому времени и другие социал-демократические кружки. По заданию екатеринбуржцев он в феврале 1904 года объединяет эти челябинские рассадники «революционной заразы» в единую организацию и становится во главе ее вместе с В.Бахаревым-Будильниковым.

Но по-настоящему местные жандармы и политический сыск «взвоют» от деятельности братьев Елькиных (младший, Соломон, подрос – ему 17 лет - и был вовлечен братом в революцию) в 1905 году, когда в городе, где-то в районе корпусов ЧТЗ, пройдет массовая маевка, первая. По некоторым данным, в том мае в Челябинске несколько дней провел один из самых авторитетных российских и уральских революционеров Яков Свердлов. Понятно, что охранителям после такой «предерзости» не оставалось ничего другого, как взяться за младшую поросль семейки Елькиных всерьез.

Сначала Абрам вынужден бежать в Самару, там продолжает революционную работу под кличкой Николай Иванович. Еще позже он перебирается в Париж (вы помните, что позже там появляется знаменитая партийная школа В.И. Ленина, прямой конкурент аналогичного заведения революционеров на Капри, в организации которой принимал участие М.Горький. Кстати, уральские боевики после «миасского экса» отдали деньги именно Горькому. – Авт.). По каким-то неведомым причинам – существуют разные версии произошедшего – в 1909 году Абрам пускает себе пулю в лоб. Надо сказать, что это не единственное самоубийство в семье Елькиных.

Судьба Соломона сложилась, с точки зрения профессионального революционера, счастливее. Работая на челябинской железной дороге, он вступает с подачи брата в местную ячейку, ведет активную деятельность, к 1908 году был осужден на шесть лет ссылки и 12 лет ссылки. Как известно, сразу после Февральской революции все политзаключенные получили амнистию, Соломон активно включается в межпартийную и межфракционную борьбу, в 1917 - 1918 гг. он уже авторитетный товарищ в челябинской партийной среде, является членом городского комитета РСДРП, затем комиссаром по делам труда исполнительного комитета Челябинского Совета рабочих и солдатских депутатов. С началом Гражданской войны организует отряд Красной гвардии и одним из первых включается в борьбу с поднявшим восстание казаков атаманом Оренбургского войска А.Дутовым. Как утверждали партийные источники, Соломон погиб в бою с чехословацкими легионерами под Бузулуком в июне 1918 года. В 1920 году улица Азиатская, где родились и жили Елькины, была переименована в честь Соломона, еще позже на их доме появилась мемориальная доска.

Появившийся на свет в 1906 году Борис Елькин в силу молодости не участвовал в революционных событиях, что, впрочем, не спасло его от трагедии. Разумеется, на его жизненный путь немало повлияло имя старших братьев, для того времени уже легендарных челябинских революционеров. Говорят, что какое-то время Борис работал в ГПУ (Главное политическое управление, преемник зловещей ВЧК Ф.Э. Дзержинского. – Авт.). Однако в 1926 году молодой человек уволился из этой организации и перешел на работу в железнодорожные мастерские, где когда-то работал его старший брат Соломон. В тот момент в стране шла ожесточенная, закончившаяся массовым террором борьба между сторонниками сталинского курса развития страны и сторонниками Л.Д. Троцкого. В жернова этого великого внутрипартийного противостояния попадали (и перемалывались) настоящие зубры, прошедшие царские тюрьмы и ссылки, чего же требовать от 21-летнего парня, хоть и с революционными корнями?

В общем, из существующих версий тех далеких событий можно сделать только короткую выжимку. Ставший информатором и доведенный до отчаяния, Борис осенью 1927 года стреляется у себя дома, оставляет предсмертную записку с обвинениями конкретным лицам. Все это происшествие вызывает большой скандал в местной партийной верхушке, дело расследуется на самом верху, впрочем без особых последствий…

В те времена на такие мелочи не принято было обращать внимание.

* * *

По рассказу моего отца, родившегося в год начала большого террора, он помнит свою тетку Елену, урожденную Лузину. Которая была замужем за одним из Елькиных (каким?! К сожалению, нигде не могу найти эти сведения, в силу малолетства тогда отца, он по понятным причинам также не может разъяснить ситуацию. Свидетелей просто нет. – Авт.). Папа утверждает, что когда маленьким приходил в гости к тетке Елене, она, не стесняясь посторонних, тем более его, на чем свет стоит крыла Сталина, советскую власть, революцию и партбюрократов. Мол, не для того мой муж делал революцию, чтобы теперь всякая сволочь, ну и так далее, вы понимаете. Если вспомнить, что в те годы можно было просто за намек или там анекдот загреметь в места не столь отдаленные лет эдак на десять, то троюродная бабушка у меня была боевая женщина, боевая — видать, знала, что не станут ее трогать.

К сожалению, все остальное в этой семейной хронике пока покрыто мраком, не до собирания архивов было людям в годы войны и тем более при жизни Иосифа Виссарионовича.

Как, когда и по каким причинам моя семья со стороны отца, вообще-то староверы из Миасса, породнилась с иудейской семьей Елькиных – вопрос вопросов, по крайней мере для меня.

Ну, согласитесь, что может быть невообразимее? Иудей(-ка)-отступник, если ослушается отца, подлежал изгнанию из дома, читали даже специальную молитву как про мертвого. То же самое, безусловно, то есть проклятие, ждало и староверческую молодежь, решившуюся связать себя узами брака с человеком не из своей веры. Как они могли пожениться?! Если добавить к этой комбинации еще и стопроцентно казачьи корни моей матушки, смесь вообще получается невообразимая и довольно-таки гремучая. Ах, да, это уже другая история, конечно.

Наверное, только в эпоху крушения всех и всяческих социальных норм можно представить себе подобную комбинацию, думаю, что многие и многие при желании смогут увидеть нечто подобное в своих корнях при отблеске тех великих и трагических событий.

Использованы материалы открытых источников