Поиск

Пациенты дадут больницам рейтинг

28.01.2015 18:35
Автор: Александр Королев
В Челябинской области скоро появится рейтинг медицинских учреждений, основанные на оценках потребителей и общественных объединений. Собирать их будет специальный Совет при региональном Минздраве, создание которого узаконили сегодня, 28 января, депутаты Заксобрания. Кто и как будет выставлять «звезды» больницам и поликлиникам Южного Урала – в материале корреспондента «ЧелябинскСегодня»
Пациенты дадут больницам рейтинг*
Министр здравоохранения Челябинской области Сергей Кремлев представил сегодня на суд депутатов Законодательного собрания поправки в закон «О губернаторе Челябинской области».

«Изменилось федеральное законодательство в сфере мониторинга медицинских, образовательных, культурных и других учреждений, - отметил он в своем докладе. - Необходимо закрепить за губернатором полномочия по определению ответственного органа по созданию Общественных советов для проведения независимой оценки качества оказания услуг».

Депутат Борис Мурашкин поинтересовался: «Зачем принимается этот закон? Есть какие-то данные о том, что качество оказываемых услуг сильно ухудшилось?»

Министр пояснил, что это требование федерального законодательства и нынешних реалий: «Различные организации, а также отдельные граждане имеют право внести свою, независимую оценку. Из них потом будет формироваться рейтинг медицинских учреждений».

«Как может простой человек без профессионального образования оценить качество медицинских услуг?» - засомневался Мурашкин.

Тогда в обсуждение законопроекта вступил председатель комитета ЗСО по социальной и молодежной политике, культуре и спорту Александр Журавлев: «Данный закон регламентирует именно общественную оценку, а не профессиональную. Оценивать технлогии, лекарство или обрудование - это как раз прерогатива Росздравнадзора, Минздрава и так далее. А здесь необходимо получить ответ потребителя на вопросы: «Доступна ли медицинская услуга?», «Качественна ли она с обывательской точки зрения?» Будут создаваться общественные советы, куда войдут не чиновники, они нам вообще в этом деле не нужны, а представители различных общественных объединений».

Александр Журавлев пояснил «ЧелябинскСегодня», что законодательство сейчас активно вовлекает общественность в вопросы работы социальных учреждений. Причем это касается не только здравоохранения, но и образования, соцзащиты, культуры и других.

«Были внесены изменения в соответствующие федеральные законы: «Об образовании…», «О культуре…» и так далее, - рассказал он. - На уровне субъектов федераций будут созданы общественные советы, в которые войдут как общественные организации, так и отдельные активные граждане, лидеры мнений. Они и должны сформировать оценку предоставления услуг. Грубо говоря, Вы пришли к доктору, вам понравилось как он с вами поговорил, и вы ставите ему хорошую оценку».

По словам депутата, Советы со схожими функциями уже есть. Например, Совет по защите прав пациентов или Совет по управлению медучреждениями. Их представители смогут войти в новый Общесвтенный совет, который будет заниматься только сбором м анализом отзывов потребителей.

«По-сути, будут собираться несколько субъективных мнений, - поясняет Журавлев. - Когда люди собираются за рубеж, они всегда интересуется отзывами постояльцев о той или иной гостинице. Так же будет и здесь, но в целом оценка не должна зависеть от мнения одного эксперта, она должна быть объективной. Поэтому будет создана специальная шкала, по которой будут оценивать учреждение, причем не один человек, а несколько. Возможно, это будет какое-то социологическое исследование, по фокус-группам. Но в этом случае оно должно быть анонимное».

Он подчеркнул, что механизм сбора отзывов пока прорабатывается, но уже в ближайшее время он должен быть утвержден. «Именно на его основе мы и будет формироваться рейтинг поликлиники или больницы. Примерно, как «звезды» у гостиниц, но это будет сделано в русле государственной политики. Результаты будут обязательно вывешиваться на сайтах Минздрава, Общественной палаты и ЗСО, - подчеркнул Александр Журавлев. – Понимать, как пациенты оценивают услуги врачей – это сейчас очень важно».

«В принципе, некоторую градацию, основанную на отзывах потребителей, нужно делать, - рассуждает политолог Андрей Лавров. - Поликлиника выполняет много функций, нормально, что они хотят иметь маркетолога. И такие технологии нужно развивать. Но в развитых странах нет привязки по месту жительства, можно обращаться в любую. У нас пытались это сделать, но не получилось по простой причине, ведь все ринулись в 1-ю областную. Но я совершенно не понимаю, каким образом это будет реализовано. В вузах пытались сделать, чтоб студенты выставляли оценки преподавателям. Это привело к тому, что требовательный преподаватель оказался в аутсайдерах, а тот, кто байки рассказывает — в лидерах. Должен быть комплексный, многоуровневый механизм. Если пытаться делать открытые странички отзывов, столько гадостей польется, это станет инструментом клановых войн. Делать такую систему надо, но надо сильно думать как. И ни в коем случае это не должно иметь организационных последствий. Я пока не понимаю, что будет давать этот рейтинг».