Поиск

Олег Хапов: «Свобода, истина, любовь»

26.02.2014 12:08
Автор: Олег Синицын
Олегу Хапову – режиссеру челябинского Камерного театра – исполнилось 50 лет. На удивление многих, он не стал делать пышного юбилея, всячески избегал по этому поводу встреч со средствами массовой информации. И все-таки встречи случались, делая неизбежным процесс вопросов-ответов.
Олег Хапов: «Свобода, истина, любовь»*
не наше
Затем появлялись публикации, которыми режиссер был недоволен , так как в них слишком однобоко рассматривались его взгляды только на театр, без контекста нашей жизни — политической, экономической. Боятся СМИ откровенного личного мнения. Есть исключения — Спешков, Олиферчук, Симакова — они бывают в театре. Но не может быть диалога с корреспондентом , который не ходит в театр, который сводит рассказ о живом человеке к словам «напомним, отметим, добавим», который спрашивает у режиссера, что же такого неординарного происходит на его репетициях. Что? Потолочная балка упадет на голову актера или тот прибежит на считку совершенно голым? Пожалуй, только подобные факты могут заинтересовать «сотрудника информационного потока», ибо назвать журналистом добытчика «жареного» язык не поворачивается. Более-менее продвинутые спрашивают у Олега, не повлиял ли на его творчество театр Коляды в Екатеринбурге, по пьесе которого он в 1995 году поставил дипломный спектакль. Больше он не обращался к творчеству екатеринбургского коллеги, потому что обнаружил свой вектор развития и свой метод режиссуры. Итак, первый вопрос обозревателя ИА «ЧелябинскСегодня» Олега Синицына юбиляру:

- Что такое театр для режиссера Олега Хапова?

- Театр – это место встречи актера и зрителя, где между ними происходит диалог. Где зритель голосует за спектакль ногами. Если ему не нравится – он уходит. Я спектакли ставлю для друзей. Кто мои друзья? Это уже состоявшиеся люди, которых не заботит проблема , что сегодня поесть и что одеть. Физиологический уровень их бытия решен. Они обеспеченные люди и живые люди. Они готовы воспринимать духовные ценности. Они открыты для общения и готовы обсуждать всё: от денег, секса, спорта до вопроса – правильно ли мы живём и зачем? Меня и моих друзей соединяют пути наверх, к духовному совершенствованию. Между нами возникает диалог (или не возникает). В противовес тотальному оболваниванию населения, жующего якобы информационную жвачку с помощью «ящика». Это типичный пример монолога. Телевизор может изредка выдать духовный продукт, например, художественный фильм «Жизнь и судьба» по роману Гроссмана, передачи на канале «Культура», смотрит который, к сожалению, 3% населения страны, или на канале «Дождь»…

- Недавно в Челябинске проходил II Всероссийский фестиваль авторского кино «Полный артхаус», на котором вы были членом жюри. Были ли какие-то приоритеты и открытия?

- У меня фаворитом – «Бирмингемский орнамент – 2» режиссёров Андрея Сильвёрстова и Юрия Лейбермана. Путешествие по ассоциациям, о внутренней свободе и тиранах. Во внеконкурсной программе: огромное впечатление от «Трудно быть богом» Алексея Германа. Мощное гражданское высказывание, очень плотное, цельное и бескомпромиссное. Такого кино у нас давно не было. Жаль что у него, скорее всего, не будет массового зрителя – слишком размягчило мозги гражданам наше телевидение. Спасибо фестивалю, что привезли и показали в большом зале Мегаполиса. Спасибо.

- Вы преподаете режиссуру и актёрское мастерство в Челябинской государственной академии культуры. Что можно сказать о ваших студентах?


- ЕГЭ полностью стирает личность. Особенно творческую личность. Мало того, что уровень общеобразовательный на порядок ниже, чем двадцать лет назад, но и о культурном, духовном росте говорить не приходится. Сознанием молодых людей манипулируют с помощью ЕГЭ, средств массовой информации. Они не хотят мыслить самостоятельно, а тем более творить. Нет готовности к свободе, не приходится говорить о свободе мыслить, о том, чтобы по «капле выдавливать из себя раба». Есть же тесты, рецепты, формулы… . В Челябинске очень мало театров. Больше внимания властей уделяется театру Драмы и Театру Оперы и Балета. Остальным тоже идет финансирование, но по остаточному принципу , к сожалению. Поэтому, порой, развернутся как следует не получается – все упирается в финансы. Например, мы ставили мюзикл «Кировка» на стихи Константина Рубинского, хорошо чувствующего слово и театр поэта. С мюзиклом челябинский зритель (и не только) успел, надеюсь, хорошо познакомится. Но насколько можно было реализовать проект более продуктивно, так сказать, если бы мы смогли реализовать все свои задумки. Спасибо генеральному директору областной филармонии А. Пелымскому, что изыскал возможность поставить мюзикл на сцене филармонии. Мюзикл – жанр, требующий определенных затрат. Исполнителей приходилось брать с «улицы» - с образованием и опытом вокалистов, но без театрального опыта. Но проектом я очень доволен, несмотря ни на что. Просто я хотел сказать, что культура финансируется по остаточному принципу. Что может произвести культура? Какой ощутимый продукт? Как его измерить в тоннах, километрах, рублях? Я знаю, что производит культура. Сегодня это эфемерно, а завтра – сдвинет титанические пласты. Завтра это – общество свободных и мыслящих людей. Пожалуй, вот чему я пытаюсь, прежде всего, научить своих студентов. А будут ли они режиссерами или актерами? Надеюсь, конечно. Профессию освоить можно, труднее попробовать приблизиться к познанию истины, то есть пережить на своей шкуре правды многих персонажей.

- Что вы имеете ввиду, говоря об истине?

- Я имею ввиду правду разных людей, носителей разных способов общения с миром, обладающих разными ценностными шкалами. Моя внутренняя готовность воспринимать мир во всех его противоречиях, слушать, проживать и анализировать жизнь постоянно вступает в диссонанс с имитацией действительности нынешним государством и его институтами. Есть некий внутренний проверенный механизм, некий камертон, некая натянутая струна. Она гармонична с природой (так наивно полагаю я), и дребезжит, если появляется ложь, фальшь. Чем сильнее диссонанс между внутренним и внешним, тем сильнее звучит. Любой симулякр вызывает диссонанс. Федор Бондарчук снял хороший фильм «9 рота», но и здесь есть идеологические натяжки. Я к тому, что канал НТВ превратил Бондарчука в тот же симулякр – личности и действительности. Поясню – Министерство культуры требует от нас, чтобы было больше патриотической продукции. Но как можно быть патриотом по заказу? Это уже смахивает на проституцию. Как это возможно без искреннего уважения и любви? Как быть без правды, без диалога разных мнений о своей стране? О природе правления Сталина? В бескомпромиссном прямом взгляде на историю страны, к правде о самих себя начинается патриотизм. Сейчас много людей обращается к православной вере, к Богу. Я тоже верущий, я принимаю все заповеди Христа. Но чтобы не изменять жене, мне не надо читать Библию. Я не принимаю внешней атрибутики Церкви. Для меня важна сакральность веры. Духовное восхождение к Богу. Как у Ходжи Насреддина, как у Иисуса Христа, как у многих других мастеров жизни – реальных людей. Об этом пытаюсь говорить со зрителем через спектакли. Наше общество опять закрыто, двулично, откровенничает только на кухне, потому что всего боится. Но театр пытается пробудить в людях чувства. И главное – чувство правды. Я часто цитирую Иосифа Бродского: «Творчество это - анализ, интуиция и откровение». И надеюсь, что могу создать ситуацию (хотя бы иногда), когда между зрителями и актерами возникает откровение. Иногда получается, иногда мы слышим друг друга…

- В произведениях Михаила Булгакова, Алексея Толстого, Михаила Шолохова, Эриха Марии Ремарка герои в поисках истины, веры, любви. Они много переживают, страдают, думают. Кто друг, кто враг, где истина?

- У человека на протяжении всей жизни происходит выбор. Он выбирает – я буду жить сердцем или умом? Есть контрольные точки, в которых неосознанная иллюзия рассеивается. Уже невозможно казаться, уже надо быть. В этот момент идет интенсивная духовная работа. Как говорил Заболоцкий – «не позволяй душе лениться и день и ночь». Проще же жить в мире, где тебе с садика внушают – взрослые лучше знают, как жить. А что хочет сам ребенок? А какая его ответственность перед собой и миром? В этом плане педагогика итальянки Монтессори, мне кажется, совершает прорыв сознании. Отвергая традиционные школьные методы забивания личности, позволяет развивать способности ребёнка, воспитывает в личности свободу творчества и открытого диалога с миром. У Монтессори ты сам знаешь, чем хочешь заниматься, ты сам за это отвечаешь. Отличная педагогика, основанная на свободе и любви к человеку. Поэтому я за эволюцию, а не революцию, какими бы радикальными не показались мои взгляды. У нас сейчас за радикализм принимают искреннее, правдивое личное мнение о мире. Поэтому я не являюсь членом какой-либо партии, но для себя решил, что я представляю партию гражданской целесообразности. В ней главное – любовь к свободе, истине, любовь к человеку. Кастанеда очень точно сказал о любви: «Нет ничего более важного, чем что-то другое». И ещё одна фраза под занавес – «Любовь идёт впереди знания».

Наша справка:


Олег Александрович ХАПОВ режиссёр челябинского Камерного театра.

Режиссерское образование получил в Челябинском государственном институте культуры, курс В. Мещаниновой и В. Деля (ныне Академия культуры и искусства). В 1998 г. там же окончил ассистентуру-стажировку по специальности «Театральное искусство» (рук. нар. арт. РФ Н. Орлов).

С 2001 пор 2005 г. – очередной, а затем главный режиссер Челябинского ТЮЗа.

В 2004 г. прошел курс повышения квалификации в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (г. Москва) по программе «Режиссура. Режиссер драмы» со стажировкой на базе Российского академического Молодежного театра ( рук. нар. арт. РФ А. Бородин).

Поставил спектакли:

Учебный театр ЧГАКИ:

1995 г. Н Коляда. «Канотье»

1996 г. Л. Проталин. «Ништяк»

1998 г. «Я – Франсуа, чему не рад…» инсценировка О. Хапова и В. Нагдасева по пьесе Ю. Эдлиса «Жажда над ручьем» и повести В.Варджапетяна «Баллада судьбы»

Челябинский ТЮЗ:

2000 г. «Маленький принц» (пьеса П. Михайлова и О. Хапова по одноименной сказке А. Сент-Экзюпери)

2000 г. «История одного преступления» по пьесе М. Горького «Васса Железнова (Мать)»

2001 г. А. Вампилов. «Старший сын»

2002 г. А. Пастернак. «Сезоны на солнце»

2002 г. «Черный монах». Пьеса О. Богаева по одноименной повести А. П. Чехова

2003 г. В. Ливанов, Ю. Энтин. «Бременские музыканты»

2004 г. «Записки влюбленного. Зачеркнуто. Сумасшедшего» (инсценировка О. Богаева по повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего»)

2004 г. М. Ладо. «Очень простая история»

2005 г. Н. Гусев. «Самый – самый»

Магнитогорский Драматический театр им. Пушкина:

2006 г. «Без правил» (по пьесе Б. Федотова «Крутится-вертится шарф голубой»)

2007 г. «Волшебная книга чудес» по пьесе «Властелин пыли»

2013 г. И. Вырыпаев "Танец Дели"

Концертный зал им. С. Прокофьева Челябинского концертного объединения

2008 г. И. Миногин "Тайна скрипичного ключа"

2010 г. К. Рубинский "Кировка" (мюзикл)

Озерский драматический театр "Наш дом"

2011 г. М. МакДонах "Сиротливый Запад"

2011 г. А. Яблонская "Язычники" (театрализованная читка в рамках работы Челябинского центра современной драматургии)

Челябинский Камерный театр:

2007 г. В. Сигарев. «Детектор лжи»

2008 г. «Музыки и сигарет не хватит до весны...» по пьесе И. Бауэршимы «Norway today»

2009 г. М. Мак-Донах "Лейтенант с остров Инишмор" (театрализованная читка)

2009 г. М. Мюллюахо "Мужчины на грани нервного срыва"

2009 г. И. Жамиак "Человек, который платит"

2010 г. К. Рубинский "Все, что было не со мной..."

2010 г. А. Крогерус "От любви ко мне"

2010 г. С.Козулин "Лешик  и Звезда"

2011 г. А. Батурина "Фронтовичка" (театрализованная читка)

2011 г. Егор Черлак "Ипотека и вера мать ее" (театрализованная читка в рамках Областного фестиваля "Сцена 2011")

2012 г. Л. Хюбнер " Дело чести", Р. Шиммельпфенниг "До/После" (тетрализованные читки).

2012 г.  Бр. Пресняковы "Пленные духи"

2013 г. Н.В. Гоголь "Мертвые души" (театрализованная читка)

2013 г. О. Богаев "Марьино поле"

Награды::

2008 г.  Областной фестиваль профессиональных театров "СЦЕНА"  диплом в номинации:  "Лучшая работа режиссера" (спектакль "Музыки и сигарет не хватит до весны...")

2010 г. Областной фестиваль "СЦЕНА" Специальный диплом жюри "За оригинальную идею спектакля "Все, что было не со мной..."