На Южном Урале перестали продавать полисы ОСАГО
Челябинские страховые компании массово отказываются от продажи полисов ОСАГО. Страховщики создают условия для клиентов, при которых купить полис обязательного страхования оказывается невозможно, либо навязывают дополнительные услуги. Правозащитники говорят о прямом нарушении законодательства, а страховщики — о системном кризисе в отрасли. Подробности — в материале «ЧелябинскСегодня».
На невозможность купить полис ОСАГО начали жаловаться челябинские автовладельцы и автоюристы. Эта же тема была поднята сегодня, 7 апреля, на пресс-конференции с участием автоюристов, страховщиков и правозащитников. «Полис ОСАГО в Челябинске купить невозможно, это саботаж, - заявил о проблеме председатель общественной организации «Свобода выбора» Алексей Бруй. - Страховые компании Рассказывают об убыточности рынка ОСАГО, но убыточность там очень сомнительная. Отказ от продажи полисов - это из разряда мошенничества».
По сведениям автоюристов, подавляющее число страховых компаний в регионе отказываются продавать полиса, ссылаясь на отсутствие бланков, либо создают заведомо невыполнимые условия для приобретения документа. Другие идут на продажу полиса, но заставляют приобретать договор страхования жизни за 2 тысячи рублей.
Как стало известно «ЧелябинскСегодня», одна из страховых компаний пошла еще дальше: для приобретения полиса ОСАГО там требуют приобрести талон техосмотра за тысячу рублей, но результат этого осмотра не вносится в единую федеральную базу. «И при возникновении страхового случая у клиента могут возникнуть проблемы с выплатами», - рассказал эксперт рынка автострахования, пожелавший остаться неизвестным.
Сейчас автомобилисты в растерянности и пишут жалобы в ФАС и «Роспотребнадзор». В УФАС, кстати, жаловаться бесполезно: в навязывании допуслуг разбираться не стали, так как компании, на которые жаловались, не занимают доминирующего положения на рынке. «Очень много жалоб поступает на выплаты, - заявила специалист отдела защиты прав потребителей «Роспотребнадзора» Челябинской области Ксения Цымбал. - Большинство жалоб связаны с тем, что невозможно купить полис. Также страховщики навязывают допуслуги». Для решения проблемы с покупкой полиса ОСАГО Ксения Цымбал предолагает подать заявление в страховую компанию с требованием продать полис без дополнительных услуг и точно указать время приобретения полиса. Если страховщики откажутся продавать — обращаться в суд.
Обращение «Роспотребнадзора» в суд, по словам представителя ведомства, эффекта не дало: суд в иске отказал, основываясь на том, что не было прелдоставлено доказательств того, что страховые не продают полисы. При общении со страховыми компаниями правозащитники и юристы, участвовавшие в пресс-конференции, предложили совсем уж радикальную меру: записывать общение со страховыми агентами на видео и в случае отказа от продажи полиса обращаться в правоохранительные органы, прилагая к заявлению видеоролик.
«В отрасли обострился системный кризис, - считает вице-президент компании «Южурал-Аско» Алексей Любавин. - Страховые компании ожидают поправки в закон об ОСАГО, которые предусматривают увеличение лимитов выплат, что повлечет рост стоимости полисов». Принятие поправок, по словам эксперта, неоднократно переносилось. Ожидалось, что их примут к 1 июня, но сейчас они вновь могут быть отложены.
Основная суть ожидаемых изменений касается повышение лимита выплат по жизни и здоровью пассажиров до пятисот тысяч рублей и до 400 тысяч рублей - по имущественному ущербу. Это потребует увеличить стоимость страхового полиса. Также предполагается перейти на одноканальные выплаты: участник ДТП будет получать компенсацию за ущерб у своей страховой компании. Кроме того, в планах авторов законопроекта — создать единый справочник выплат, в котором была бы определена цена запчастей и ремонтных работ.
По сведениям автоюристов, подавляющее число страховых компаний в регионе отказываются продавать полиса, ссылаясь на отсутствие бланков, либо создают заведомо невыполнимые условия для приобретения документа. Другие идут на продажу полиса, но заставляют приобретать договор страхования жизни за 2 тысячи рублей.
Как стало известно «ЧелябинскСегодня», одна из страховых компаний пошла еще дальше: для приобретения полиса ОСАГО там требуют приобрести талон техосмотра за тысячу рублей, но результат этого осмотра не вносится в единую федеральную базу. «И при возникновении страхового случая у клиента могут возникнуть проблемы с выплатами», - рассказал эксперт рынка автострахования, пожелавший остаться неизвестным.
Сейчас автомобилисты в растерянности и пишут жалобы в ФАС и «Роспотребнадзор». В УФАС, кстати, жаловаться бесполезно: в навязывании допуслуг разбираться не стали, так как компании, на которые жаловались, не занимают доминирующего положения на рынке. «Очень много жалоб поступает на выплаты, - заявила специалист отдела защиты прав потребителей «Роспотребнадзора» Челябинской области Ксения Цымбал. - Большинство жалоб связаны с тем, что невозможно купить полис. Также страховщики навязывают допуслуги». Для решения проблемы с покупкой полиса ОСАГО Ксения Цымбал предолагает подать заявление в страховую компанию с требованием продать полис без дополнительных услуг и точно указать время приобретения полиса. Если страховщики откажутся продавать — обращаться в суд.
Обращение «Роспотребнадзора» в суд, по словам представителя ведомства, эффекта не дало: суд в иске отказал, основываясь на том, что не было прелдоставлено доказательств того, что страховые не продают полисы. При общении со страховыми компаниями правозащитники и юристы, участвовавшие в пресс-конференции, предложили совсем уж радикальную меру: записывать общение со страховыми агентами на видео и в случае отказа от продажи полиса обращаться в правоохранительные органы, прилагая к заявлению видеоролик.
«В отрасли обострился системный кризис, - считает вице-президент компании «Южурал-Аско» Алексей Любавин. - Страховые компании ожидают поправки в закон об ОСАГО, которые предусматривают увеличение лимитов выплат, что повлечет рост стоимости полисов». Принятие поправок, по словам эксперта, неоднократно переносилось. Ожидалось, что их примут к 1 июня, но сейчас они вновь могут быть отложены.
Основная суть ожидаемых изменений касается повышение лимита выплат по жизни и здоровью пассажиров до пятисот тысяч рублей и до 400 тысяч рублей - по имущественному ущербу. Это потребует увеличить стоимость страхового полиса. Также предполагается перейти на одноканальные выплаты: участник ДТП будет получать компенсацию за ущерб у своей страховой компании. Кроме того, в планах авторов законопроекта — создать единый справочник выплат, в котором была бы определена цена запчастей и ремонтных работ.