Поиск

Марина Волкова: «Я — интроверт, и каждое создаваемое мной событие — это вызов себе»

28.07.2016 10:31
Автор: Сергей Шумаков
Марина Волкова — известный в Челябинске и за его пределами книжный издатель и культуртреггер. О своих проектах, о том, что происходит в издательском бизнесе, как выглядит поддержка писательства и куда податься молодым талантам, она рассказала в интервью «ЧелябинскСегодня».
Марина Волкова: «Я — интроверт, и каждое создаваемое мной событие — это вызов себе»*
Об издателях

- Марина Владимировна, как сегодня себя чувствует издательское дело?

- Само по себе «издательское дело» - смешное сочетание. Дело есть, бизнеса нет. Это хобби, приятное времяпрепровождение, миссионерство, если хотите. Но бизнесом это назвать нельзя.У издательства нет своего продукта, который бы купили. Продукт издательской деятельности – макет. А кто его купит? Я, как издатель, должна заплатить автору, художнику, редактору, корректору и так далее. Должна заплатить типографии, чтобы она растиражировала издание, должна договориться с книжными магазинами и, возможно, заплатить им за продвижение, и потом, может быть, когда-нибудь я получу деньги. Это инвестирование в одну сторону, обратно деньги не возвращаются.

Я, конечно, умею делать некоторые вещи героически. Был у нас с Виталием Кальпиди суперуспешный проект ГУЛ – «Галерея уральской литературы». Совокупный тираж книг изначально составлял 6 тысяч экземпляров, потом я допечатала ряд авторов и в совокупности продала 11 тысяч экземпляров. Это очень большие тиражи для поэтических книг. Это, можно сказать, уникальный случай вообще в современной России. Я не боюсь это говорить, потому что знаю, как продаются поэтические книги, - сложно.

- А интернет?

- Такая же история. Заказы на моем сайте идут постоянно, правда, хлопот больше, чем прибыли. Потому что «Почта России» – это отдельная тема. Теряются, идут долго... Поэтому большая часть книг продается вживую, на мероприятиях. Я создаю мероприятия не потому, что я массовик-затейник. Я глубокий интроверт, каждый раз для меня такое событие – это вызов себе. Но получается. Внутренний слоган «издаю книги – создаю события» из вызова стал нормой поведения.

-Сколько издателей в Челябинске?

-Я могу по пальцам их пересчитать. Есть издательство «Автограф», где делаются великолепные дизайнерские работы, издательство «Цицеро», где издаются книги на заказ. Активно работают «Каменный пояс», «Абрис» и более-менее «Край Ра». Из издательств еще мое («Издательство Марины Волковой», - прим. Авт.) полудохлое.

О молодых авторах

- Начинающий автор написал произведение — таких у нас много. Как ему себя оценить, куда идти? В журнал?

- Меня часто спрашивают, как стать знаменитым. Если я знаю молодого автора, знаю, что он не обидится и не пойдет стреляться, отвечаю просто: «Если ты задаешь такой вопрос, не пиши вообще».

Если человек пишет, он не про это думает, потому что, как говорил Станиславский, либо ты себя любишь в искусстве, либо искусство в себе. Получится все у тех, кто искусство любит в себе. Всем молодым авторам без исключения я говорю: чтобы писать, надо читать, надо слушать, надо думать. А если хотите просто стать знаменитым – идите в сетевую поэзию, изучайте группы vkontakte, берите самые ходовые темы — про одиночество, смерть, «меня никто не понимает» и т.д. Если еще гитара будет, внешность, татуировка - вообще круто. Будете знаменитым на сто процентов, все девочки будут ваши. Только это все - не поэзия. Вот не понимать этого – неприлично.

Тем, кто искусство любит в себе, советую публиковаться в журналах, входящих в Журнальный зал. Если не публикуют, ничего страшного. Нужно понимать, что у каждого журнала своя специфика, свое направление, поэтому перебирайте, читайте. Участвуйте в конкурсах для молодых - их множество. Есть, в конце концов, литературные семинары, курсы, ЛИТО. Но чтение и думание – все равно главное.

- У нас еще работает система тренерства, наставничества?

- Она есть в разных вариантах. Например, уральская поэтическая школа, которую создал Виталий Кальпиди.. Уральская поэтическая школа – это культуртрегерский проект, не обучающий, а создающий. Но есть и формальные образовательные системы - литературный институт в Москве, многочисленные литературные курсы. ЧелГУ тоже намерен нечто подобное сделать. Но это не столько тренерство, сколько ликбез.

- Вы думаете, что у нас в Челябинске в состоянии преподавать профессиональное писательское мастерство?

- Про Кальпиди я не сомневаюсь, он - в состоянии, и не только в Челябинске. В дореволюционной гимназии обучение стихосложению было обязательным предметом. Если бы не учили писать стихи в Царскосельском лицее, может быть, мы не получили бы Пушкина. Планы лицея сохранились, посмотреть и повторить несложно, научиться писать стихи - тоже. Но стихи и поэзия – это не синонимы, и, повторюсь, это надо понимать каждому, кто считает себя образованным человеком.

О премиях

- Вы посоветовали молодежи участвовать в конкурсах, претендовать на премии. И раньше занимались продвижением «Южноуральской литературной премии». А сейчас в сторону отошли?

- Я никогда не была в числе организаторов литературных конкурсов и премий, и в жюри никогда не состояла. Я просто раскручивала все, что мне казалось симпатичным. А здесь, каюсь, перестала это делать.

- Почему? Неужели из-за Рыжего?

- Ни в коем разе. Причина другая: из-за подхода к организации подобных мероприятий, из-за фальсификации. Положение о премии предусматривает две номинации – «профессиональные авторы»- старше 30 лет и «талантливая молодежь» - до 30. Согласитесь, смешно сводить профессионализм к возрасту. Пусть премий будет много, разных, но эта премия мне просто неинтересна.

О поэзии и профессионализме

- Можете кратко охарактеризовать современную поэзия?

- Могу. Современная поэзия разная. «Разная» - самая точная характеристика. Очень много самых разных форм, направлений, групп, авторов. Современная поэзия не выстроена в одну систему, вертикаль, иерархию, нет ни единого информационного поля, ни единой коммуникационной площадки, ни даже единой системы ценностей. Классификаций внтурипоэтического пространства тоже много. Но что безусловно можно выделить (правда, не в поэзии, в социокультурных процессах по поводу поэзии) – это тренд «поэзия как форма досуга», это мода на игру в поэтов. Как когда-то мальчишки играли в «красных и белых», так сейчас молодежь играет в «Я поэт». Да и не только молодежь. И на Урале это особенно заметно.

- Можно ли у нас в Челябинске писательство, поэзию рассматривать, как профессию, как способ существования?

- Нет, конечно. В России таких писателей и поэтов, которые зарабатывают на хлеб с маслом своими произведениями, можно по пальцам перечесть. У Виталия Кальпиди в «Кодексе провинциального поэта» сказано, что поэт обязан зарабатывать на жизнь не поэзией. Он должен иметь устойчивый заработок, за счет которого он сможет издавать свои книги.

- А есть у нас виртуальные тусовки поэтов?

- Есть и виртуальные, и реальные. В Челябинске, например, уже 18 молодежных групп, которые собираются, чтобы прочитать и обсудить стихи, книги. И это только группы, о которых я знаю. А еще «взрослые» ЛИТО, разные кружки при библиотеках, клубах. Есть группы и виртуальные, ребята просто выкладывают стихи в интернете, обсуждают их.

- Имеет ли сегодня принципиальное значение состоять в Cоюзе писателей?

- Раньше имело. Потому что в СССР члену Союза писателей представлялись социальные блага и возможности — выступать перед публикой, издаваться и так далее. В свое время я задавала вопрос бывшему председателю областной писательской организации Белозерцеву, зачем человеку Союз писателей, зачем ежегодно платить взносы, взамен же он ничего не получает. Он мне честно ответил: «Некоторые не верят, что они писатели, посмотрят в членский билет, а там черным по белому написано – писатель».

Сейчас писательский союз - это общественная организация. А основать общественную организацию может сегодня кто угодно. Единственное, министерство может дать деньги союзу на проведение какого-нибудь литературного фестиваля. Может дать, может не дать. Но ведь все равно не проводят!

Но так не везде. В Екатеринбурге, например, региональное отделение Союза писателей России здорово работает. И фестивали у них свои, и Дом писателя свой, и даже добились того, чтобы всем пенсионерам – членам Союза писателей - давали прибавку к пенсии из областного бюджета: по 5 тысяч рублей. Вот где есть смысл состоять в Союзе!

- Что планируете в ближайшее время сделать в Челябинске?

Челябинск для меня сейчас не главная площадка в приложении моих сил. Главное сейчас – проект «Русская поэтическая речь-2016», проект, который мы делаем с Виталием Кальпиди и Дмитрием Кузьминым. Проект выходит не только за рамки Урала, но и России, в нем задействованы более сотни лучших русских поэтов современности, примут участие десятки ученых. В истории русской литературы и литературоведния такого проекта еще не было. 10 ноября выйдет первый том проекта – антология анонимных текстов, а 10 февраля следующего года – коллективная монография ученых. В рамках проекта проводим и большое исследование читательского восприятия современной поэзии – тоже впервые. Кстати, если ваши читатели заходят принять в нем участие – пишите на urma@bk.ru А еще участие в нескольких российских поэтических фестивалях, продолжение проекта «Молодые-молодым», новый проект в Екатеринбурге…

- Неужели Челябинску ничего не достанется?

- Челябинску достанутся слэмы Это такие хулиганские соревнования поэтов, в которые их творчество оценивают зрители, ставят оценку за стихотворение и артистизм. В этом году у нас в области слэмы пройдут в два тура – отборочные (на сегодня уже заявлено 9 слэмов по области, думаю, будут и еще) и в октябре финал. Победитель финала поедет на общероссийский слэм. Правда, в области книгоиздания для детей более серьезные проекты. Весной мы провели грандиозную Неделю Шилова с тысячами участников, а сейчас замахнулись на Год семейного чтения имени Николая Шилова. Инициатор и куратор проекта – мой друг и партнер Юрий Соколов. А главная задача проекта – увеличить на Урале количество читающих семей. И наши знаменитые Читательские марафоны, конечно. Надеюсь, они не закончатся никогда.

- Марина Владимировна, что пожелаете нашим читателям?

- Традиционное пожелание нашего издательства - читайте вместе и будьте счастливы! А особо избранным - не пропустить «Избранное» Виталия Кальпиди!

5a9xH0fS-DE.jpg

Фото со страницы Марины Волковой в соцсети «ВКонтакте»