Эксперты: рост тарифа ОСАГО увеличит число поддельных полисов
17 апреля, состоялось очередное заседание «Дискуссионного клуба». Темой для дискуссии стало резкое повышение тарифа ОСАГО: для челябинцев тариф вырос вдвое, что стало всероссийским рекордом. По мнению экспертов, столь резкое увеличение платы за автостраховку увеличит число поддельных полисов ОСАГО, а некоторые челябинцы и вовсе будут ездить без полисов. Вместе с тем, рост тарифа снизил число жалоб на страховые компании, которые ранее уклонялись от выдачи полисов. Подробности — в материале «ЧелябинскСегодня».
Эксперты «Дискуссионного клуба» обсуждали причины и последствия роста тарифа ОСАГО. По словам страхового брокера Ярослава Королева, суды в спорах по ОСАГО всегда встают на сторону физлица. «Это не заложено было в страховом тарифе 11 лет назад, а небольшая индексация не покрывала расходы страховых компаний. - считает эксперт. - Есть понятие страхоания физических и юридических лиц. Для юрлиц тарифы не изменились, никаких проблем там не происходит. Если посмотрите, сколько юрфирм в Челябинске? Порядка пятисот. Пятая часть специализируется на сутяжничестве со страховыми. Это покрывается судебной системой, хотя налицо много случаев мошенничеств. Налицо процветает продажа липовых справок, и все на этом рынке наживаются. Во всех регионах складывается такая ситуация: физлицо не может купить полис, так как страховая не хочет его продавать из-за невыгодности».
Ярослав Королев сообщил, что сейчас страдают добропорядочные граждане из-за сложной политики и нерасторопной политики Российского союза автостраховщиков, которые пытаются ввести единую базу автовладельцев. «Мои клиенты, которые 10 лет страхуются в одной компании, у них накопилась скидка, - расуждает эксперт. - Но сейчас им приходится покупать не нужные услуги. Автомобилист думает, а надо ли вообще страховаться, если водит аккуратно. К сожалению, большинство клиентов так рассуждают».
Лидер регионального отделения партии автомобилистов Алексей Бруй напомнил, что полис ОСАГО - это не выбранная услуга, а навязанная. «Мы хотели бы знать, за что мы платим, - заявил общественник. - Страховые рассказывают в течение 10 лет, как все плохо и убыточно. Еще на заре ОСАГО были занижения, но говворить, что все побежали в суды, это не так. Теперь с законом о защите прав потребителей это стало выгодно юристам. Схемы пошли достаточно простые, заработать могли вполне легально. Юристов таких расплодилось очень много. Года 2-3 назад появилось большое количество свободных комивояжеров, которые бегали от страховых и выдавали полисы, шел передел рынка. Это повлияло на порядок на рынке. Когда потолок выплат возрос — ввели систему оценки, по здоровью потолок поднялся. Вопросов очень много. Рынок поддельных полисов уже большой и будет только расти. Поскольку цены растут, многие не могут позволить, особено нерадивые водители с плохими коэффициентами. И вождение без полиса ОСАГО станет распространенным явлением».
Эксперты также уверены, что рост стоимости ОСАГО приведет к тому, что многие челябинцы вообще не будут покупать полис ОСАГО, предпочитая заплатить штраф 1-2 раза в год. «Но если автовладелец попадает в ДТП, то пострадавшая сторона может подать в суд, - рассуждает редактор сайта autochel Артем Краснов. - И сейчас выплаты по ОСАГО подняли до 400 тысяч. Мелкие ДТП в городе ОСАГО закрывают почти 100%, если ОСАГО нет, то с нас возьмут эти деньги. Не надо доносить в таком виде до населения, что можно ездить без ОСАГО: фара у какого-нибудь Land Rover может обойтись в 400 тысяч рублей».
По мнению депутата Челябинской гордумы от КПРФ Константина Нациевского, Челябинская область становится площадкой для экспериментов. «Сначала муниципальная реформа забуксовала так, что непонятно, как из нее выйдет, - считает депутат. - Сейчас мы стали регионом, где вводится максимальный коэффициент. КПРФ голосовало против этого законопреокта. В кризисные условия это нецелесообразно, продавлено страховым лобби. Иногда на копейки поднимаются пенсии и социальные выплаты — везде кричат об этом. А тут на 40% увеличивается тариф. Уменьшается семейный бюджет у небогатых людей значительно. Это прошло без публичного обсуждения. Эксперты до конца не могут сделать однозначные выводы — насколько это будет выгодно, разные мнения есть. Зачем принят этот закон? Одной из причин называется увеличение выплаты по утрате здоровья. В конечном итоге, будет процветать рынок поддельных полисов. Мы считаем, что закон нужно заморозить года на два. Закон принят без учета мнения автовладельцев».
Замруководителя УФАС Челябинской области Елена Рысева констатировала снижение числа жалоб на страховые компании, которые навязывали вместе с полисом ОСАГО дополнительные услуги. «В 2014 году достаточно широкомосштабную работу провели со СМИ, пострадавших заслушивали, - заявила Елена Рысева. - По нашему мнению, 18 страховых компаний навязывали страховые услуги. Сейчас наше решение обжалуется в суде, окончательное решение пока не вынесено. Допуслуги навязываются, но гораздо меньше, нет уже того потока жалоб. Первочередной момент, почему меньше стало жалоб, — граждане стали подкованней. Они обращаются письменно обращаются за ОСАГО с предоставлением всех документов, фиксируют этот факт, страховые понимают, что отказ грозит штрафом, а далее — лицензии».
Обсуждая достоинства и недостатки системы ОСАГО, эксперты задались вопросом: а не стоит ли вообще отменить «автогражданку»? «ОСАГО - это социальный инструмент, который ненаправлен на извлечение прибыли, но его исполнение поручили коммерческим структурам, - заявил Артем Красно. - В этом большое противоречие, которое нельзя разрешить. Добровольное ОСАГО чревато тем, что условный молодой человек въезжает в автомобиль, и взять с него потом нечего». «ОСАГО существует во всех странах мира, - добавил Ярослав Королев. - Нам навязали его как и пенсию, правила дорожного движения, налоги».
Ярослав Королев сообщил, что сейчас страдают добропорядочные граждане из-за сложной политики и нерасторопной политики Российского союза автостраховщиков, которые пытаются ввести единую базу автовладельцев. «Мои клиенты, которые 10 лет страхуются в одной компании, у них накопилась скидка, - расуждает эксперт. - Но сейчас им приходится покупать не нужные услуги. Автомобилист думает, а надо ли вообще страховаться, если водит аккуратно. К сожалению, большинство клиентов так рассуждают».
Лидер регионального отделения партии автомобилистов Алексей Бруй напомнил, что полис ОСАГО - это не выбранная услуга, а навязанная. «Мы хотели бы знать, за что мы платим, - заявил общественник. - Страховые рассказывают в течение 10 лет, как все плохо и убыточно. Еще на заре ОСАГО были занижения, но говворить, что все побежали в суды, это не так. Теперь с законом о защите прав потребителей это стало выгодно юристам. Схемы пошли достаточно простые, заработать могли вполне легально. Юристов таких расплодилось очень много. Года 2-3 назад появилось большое количество свободных комивояжеров, которые бегали от страховых и выдавали полисы, шел передел рынка. Это повлияло на порядок на рынке. Когда потолок выплат возрос — ввели систему оценки, по здоровью потолок поднялся. Вопросов очень много. Рынок поддельных полисов уже большой и будет только расти. Поскольку цены растут, многие не могут позволить, особено нерадивые водители с плохими коэффициентами. И вождение без полиса ОСАГО станет распространенным явлением».
Эксперты также уверены, что рост стоимости ОСАГО приведет к тому, что многие челябинцы вообще не будут покупать полис ОСАГО, предпочитая заплатить штраф 1-2 раза в год. «Но если автовладелец попадает в ДТП, то пострадавшая сторона может подать в суд, - рассуждает редактор сайта autochel Артем Краснов. - И сейчас выплаты по ОСАГО подняли до 400 тысяч. Мелкие ДТП в городе ОСАГО закрывают почти 100%, если ОСАГО нет, то с нас возьмут эти деньги. Не надо доносить в таком виде до населения, что можно ездить без ОСАГО: фара у какого-нибудь Land Rover может обойтись в 400 тысяч рублей».
По мнению депутата Челябинской гордумы от КПРФ Константина Нациевского, Челябинская область становится площадкой для экспериментов. «Сначала муниципальная реформа забуксовала так, что непонятно, как из нее выйдет, - считает депутат. - Сейчас мы стали регионом, где вводится максимальный коэффициент. КПРФ голосовало против этого законопреокта. В кризисные условия это нецелесообразно, продавлено страховым лобби. Иногда на копейки поднимаются пенсии и социальные выплаты — везде кричат об этом. А тут на 40% увеличивается тариф. Уменьшается семейный бюджет у небогатых людей значительно. Это прошло без публичного обсуждения. Эксперты до конца не могут сделать однозначные выводы — насколько это будет выгодно, разные мнения есть. Зачем принят этот закон? Одной из причин называется увеличение выплаты по утрате здоровья. В конечном итоге, будет процветать рынок поддельных полисов. Мы считаем, что закон нужно заморозить года на два. Закон принят без учета мнения автовладельцев».
Замруководителя УФАС Челябинской области Елена Рысева констатировала снижение числа жалоб на страховые компании, которые навязывали вместе с полисом ОСАГО дополнительные услуги. «В 2014 году достаточно широкомосштабную работу провели со СМИ, пострадавших заслушивали, - заявила Елена Рысева. - По нашему мнению, 18 страховых компаний навязывали страховые услуги. Сейчас наше решение обжалуется в суде, окончательное решение пока не вынесено. Допуслуги навязываются, но гораздо меньше, нет уже того потока жалоб. Первочередной момент, почему меньше стало жалоб, — граждане стали подкованней. Они обращаются письменно обращаются за ОСАГО с предоставлением всех документов, фиксируют этот факт, страховые понимают, что отказ грозит штрафом, а далее — лицензии».
Обсуждая достоинства и недостатки системы ОСАГО, эксперты задались вопросом: а не стоит ли вообще отменить «автогражданку»? «ОСАГО - это социальный инструмент, который ненаправлен на извлечение прибыли, но его исполнение поручили коммерческим структурам, - заявил Артем Красно. - В этом большое противоречие, которое нельзя разрешить. Добровольное ОСАГО чревато тем, что условный молодой человек въезжает в автомобиль, и взять с него потом нечего». «ОСАГО существует во всех странах мира, - добавил Ярослав Королев. - Нам навязали его как и пенсию, правила дорожного движения, налоги».