Поиск

Челябинский ученый о преодолении кризиса

07.06.2012 09:47
Автор: Владимир БАЙКОВ
По мнению Алексея Кудрина, бывшего вице-премьера и министра финансов РФ, вторая волна кризисауже случилась, так как все экономические процессы в мире и финансовая ситуация в целом указывают на этот свершившийся факт. Нагляднее всего это будет заметно в скором времени по неминуемому падению цены на нефть, а ухудшение экономической ситуации в мире, безусловно, заденет напрямую и российскую экономику.
Челябинский ученый о преодолении кризиса*
не наше

По мнению Алексея Кудрина, бывшего вице-премьера и министра финансов РФ, вторая волна кризисауже случилась, так как все экономические процессы в мире и финансовая ситуация в целом указывают на этот свершившийся факт. Нагляднее всего это будет заметно в скором времени по неминуемому падению цены на нефть, а ухудшение экономической ситуации в мире, безусловно, заденет напрямую и российскую экономику. Свою точку зрения на пути выхода из кризиса нашему корреспонденту рассказал сотрудник кафедры прикладной математики  Южно-Уральского госуниверситета Олег БОРОДЯНКО.

- Олег Николаевич, правда ли то, что массовое создание коллективных предприятий - это наиболее щадящая форма выхода из мирового финансового кризиса?

- В США первые коллективные предприятия появились в 20-х годах на Тихоокеанском побережье - фанерные заводы, созданные рабочими на свои сбережения и на средства, предоставленные в долг местными властями. Рост числа таких предприятий в США начался именно в связи с экономическим спадом. Рабочие и служащие стали выкупать предприятия, на которых они работали, в связи с угрозой банкротства этих фирм. В 1979 году комиссия сената США провела выборочное обследование 75 предприятий, перешедших в собственность коллективов. В отчете отмечалось, что после перехода предприятий в собственность коллективов рост производства составил в среднем 25 процентов, а прибыли – 15 процентов.

Например, в 1975 году 450 рабочих станкостроительного завода «Саус энд Лейс» купили это предприятие, когда оно находилось на грани банкротства. В течение первого года производительность труда на заводе увеличилась на 25 процентов, и в том же году предприятие, приносившее ранее только убытки, дало девять процентов прибыли. В 1982 году на одном из крупнейших в США сталелитейных заводов в г. Уэйртоне, штат Западная Вирджиния, из семи тысяч работников 5,5 тысячи должны были быть уволены в связи с тем, что предприятие не выдерживало конкуренции c иностранными производителями. В результате было принято совместное -  коллективом, профсоюзами и городскими властями, решение о выкупе предприятия коллективом. Уже через год завод получил 81 миллион долларов прибыли и вскоре стал одним из самых прибыльных предприятий отрасли. Коллективные предприятия в США в среднем на 50 процентов прибыльнее частных, имеют среднегодовой прирост производительности в два раза выше, разоряются такие предприятия гораздо реже, чем частные.  

- Интересно, было ли что-нибудь подобное в нашей стране?

- В 1990 году в ответ на принятие Закона СССР «О предприятиях в СССР» советы трудовых коллективов нескольких десятков предприятий создали организацию «Союз трудовых коллективов». Это было реакцией на те положения этого закона, которые уничтожали зачатки производственной демократии, появившиеся в СССР в 1987 году.

В основе требований Союза трудовых коллективов лежало стремление открыть возможность для развития и укрепления демократического коллективного самоуправления на предприятиях. Главные требования звучали так:

  • предоставить трудовым коллективам государственных предприятий право взять предприятия по собственному решению в свое управление (в полное хозяйственное ведение трудового коллектива);
  • представителем государства на предприятии, если оно находится в хозяйственном ведении трудового коллектива, является сам трудовой коллектив, а не директор, назначенный министерскими чиновниками,
  • коллектив формирует органы самоуправления, которые принимают окончательные решения (в рамках законов) по всем ключевым вопросам организации предприятия и его хозяйственной политики;
  • права и обязанности директора (руководителя администрации) определяются в контракте (договоре о найме директора), который заключает с директором трудовой коллектив и подписывают полномочные представители коллектива (совет трудового коллектива или иные выборные органы трудового коллектива);
  • конфликты, связанные с невыполнением условий контракта одной из сторон, решаются в судебном порядке.

- Мы, как всегда, пошли своим особым путем или использовали опыт трудящихся западных стран?

- Активисты Союза трудовых коллективов и сторонники развития производственной демократии из числа научной интеллигенции пытались сделать достоянием широкой общественности тот опыт участия трудящихся в управлении (в том числе на базе коллективной собственности), который есть в ряде западных капиталистических стран. Этот опыт свидетельствует, что трудящиеся, рабочие могут эффективно вести хозяйство без частных собственников. Однако лозунги типа «спасет Россию частный собственник, частный предприниматель», «без настоящего хозяина (частного собственника) не может быть эффективного производства» и тому подобные вдалбливались в сознание людей всеми средствами массовой информации, выполняющих волю зарождающейся новой буржуазии из числа псевдокоммунистических, псевдокомсомольких функционеров и уголовной братвы.

Победа новой буржуазии привела к тому, что в России разрушается производство, растет безработица, многие предприятия находятся на грани банкротства, национальные ресурсы распродаются за бесценок, а доходы от производства и финансовых спекуляций концентрируются в руках этой самой новой буржуазии и коррумпированных чиновников (госслужащих). А отношения к своим работникам у новой буржуазии таково, что даже представитель новой буржуазии - глава Челябинской области Михаил Юревич - вынужден был заявить, что у нас все-таки не крепостное право, и повелел разобраться с некорректным поведением новых «крепостников».

 

Левые и патриотические политические силы России хорошо осознают разрушительный характер многих буржуазных псевдореформ собственности и задумываются о том, как смягчить, изменить или аннулировать их результаты.

- Могли бы вы привести примеры действительного сотрудничества трудящихся и представителей властных структур в создании подобных производств?

- Глава администрации Липецкой области Олег Королев 11 февраля 2012 года выдвинул ряд любопытных инициатив. Первое его предложение касается именно создания таких народных предприятий. - Закон о такой форме акционерного общества уже есть, - сказал Олег Королев. - Для того чтобы учреждать такие предприятия, уже не нужно ничего, кроме помощи со стороны государства. Народные предприятия - это те же акционерные общества, но у них есть несколько особенностей. Первое - численность работающих от 51 человека до пяти тысяч.

75 процентов акций должны принадлежать работникам, всему коллективу. То есть никто не будет крупным собственником. Второе - каждый новый сотрудник должен быть в срок от двух до 28 месяцев обеспечен новыми акциями, людей без акций может быть не более десяти процентов. То есть всякий новый сотрудник станет таким же собственником, как и остальные члены трудового коллектива. Тот, кто уходит по болезни, на пенсию или на другое предприятие, обязан в течение трех месяцев продать акции коллективу по номинальной цене. А коллектив обязан их купить. В результате получается стопроцентная гарантия, что это предприятие будет работать на основе коллективной собственности. Люди на общем собрании избирают директора, они вместе будут управлять, они могут внести сюда свои сбережения. Есть еще одна особенность: генеральный директор не может получать заработную плату свыше пятикратной от средней по предприятию. И самое главное: народные предприятия формируют совершенно новый тип производственных отношений - солидарных, уважительных.

Правда, Королев заявил, что все это касается только вновь создаваемых предприятий и тех, которые находятся плачевном состоянии.

- Олег Николаевич, приведите самый наглядный пример успешного управления трудящимися своим предприятием.

- Думаю, что Мондрагонская кооперативная корпорация в Испании представляет собой сегодня наиболее интересный пример такой экономической системы, которая основана на участии работников в собственности, управлении и доходах. Темпы экономического роста Мондрагонской кооперативной корпорации за последние пять лет превышают 18 процентов в год. Это в несколько раз превышает темпы развития экономики Испании.

Свою историю корпорация ведет с 1956 года, когда в городке Мондрагон был основан первый производственный кооператив «Улгора», принадлежащий рабочим. Что интересно, деньги на создание «Улгора» местный священник собирал у своих прихожан. В 1959 году он предложил создать трудовую кассу, которая должна была вести финансирование и анализ всей текущей работы и новых проектов. Постепенно кооперативов, созданных с помощью католического священника Аризмендарриеты, в Мондрагоне становилось все больше. В 1970 году их было уже 40. Каждый работник, поступающий на предприятие МСС (МСС - Mondragon Coooperative Corporation), вносил свой пай. Размеры паев были для всех равны. Зарплату работники получают в зависимости от своей квалификации и выработки. В конце года каждому работнику выплачивается часть его доли от валовой прибыли предприятия. Со своих паев работники получают проценты (не ниже средних банковских), а при уходе с работы - свою долю из фонда накопления за все время работы (минус амортизация). Суммы набегают большие, часто миллионные. Свой счет можно передать по наследству, если наследник тоже будет работать в кооперативе.

Каждое предприятие хозяйственно полностью независимо. Высший руководящий орган МСС - Генеральная Ассамблея, созывается не реже одного раза в год, решает стратегические вопросы, выбирает на четыре года правление. Правление назначает на четыре года генерального директора. Из выборных представителей фирм создается Конгресс корпорации, который собирается один - три раза в год и рассматривает стратегические направления развития, контролирует, направляет работу трудовой кассы, избирает Генеральный совет, который реализует решения Конгресса. Предприятия МСС сегодня производят робототехнику, автоматические линии для автозаводов «Форд» и «Рено», горные экскаваторы, пресс-формы, линии для переработки и упаковки сельхозпродуктов, ветряные двигатели, спутниковые антенны и многое другое. В МСС входят и сельскохозяйственные кооперативы, а также сеть из более 300 супермаркетов. 12 научно-исследовательских центров ведут исследования в области металлообработки, нанотехнологий, информационных технологий и других сферах. Принимают участие в реализации американской и европейской космических программ. В корпорации создано более 100 школ, руководят ими совместно учителя и родители. Работают 14 образовательных центров. В 1997 году на базе политехнического училища был создан университет, который готовит специалистов по 25 профессиям, в нем учатся более трех тысяч студентов.

За 53 года обанкротились всего три кооператива, из которых два не были созданы МСС, а были приняты «со стороны». За этот период в корпорации, несмотря на два экономических спада в западной экономике в 80-х годах и нынешний кризис, не было увольнений и сокращений, а шел непрерывный рост производства и численности работников. Работники МСС имеют самые высокие в Испании заработки. В 2008 году корпорация ввела в строй десять заводов за рубежом. Общее количество зарубежных филиалов составило 73, в том числе девять во Франции, по четыре в Германии и Италии, три в Великобритании, два в США, остальные в Китае, Бразилии, Польше, Чехии, Румынии, Португалии, Словакии, Марокко, Таиланде, Бразилии, Турции, Мексике. Только в зарубежных филиалах сегодня работают 13 тысяч 759 человек.

Мондрагонская корпорация кооперативов - это и есть, пожалуй, подлинный социализм в виде огромной корпорации из 264 промышленных, научных, торговых, образовательных, сельскохозяйственных кооперативов с феноменальной, недостижимой для частных предприятий устойчивостью, c экономическими показателями, превышающими показатели частных предприятий, c четкими принципами социальной справедливости: наемного труда в корпорации практически нет, прибавочная стоимость не создается и, соответственно, не присваивается, руководители всех уровней избираются трудовыми коллективами.

- Но все-таки, наверное, наиболее впечатляет пример современного Китая, сделавшего ставку именно на народные корпорации.

- Да, конечно, еще в 1997 году на пленуме ЦК КПК тогдашний генсек ЦК КПК Цзян Цзе-минь следующим образом определил понимание общественной собственности: «Наличие контрольного пакета акций у государства и трудового коллектива является очевидным критерием общественной собственности». Генсек также сказал, что на основе крупных и средних предприятий предстоит создать адаптированные к рынку народные корпорации, которые должны самостоятельно отвечать за свои прибыли и убытки, а государству не следует вмешиваться в их хозяйственную деятельность. На сегодняшний день уже 40 процентов предприятий в Китае являются собственностью трудовых коллективов. Во многом именно этим обстоятельством обусловлены феноменальные успехи китайской экономики.