Альберт Растяпин: «Считаю, что в любом искусстве должен быть предел»
Альберт Растяпин — челябинский художник, который пишет картины по следам громких новостей. Внимание художника привлекают как местные, так и мировые события: теракты на Синайском полуострове и в Париже, война на Донбассе, поджоги машин и строительство Томинского ГОКа. Эти и многие другие сюжеты стали основой для произведений Альберта. Художник стал гостем редакции «ЧелябинскСегодня», показал свои рисунки и рассказал о своем творчестве в интервью.
-Альберт, расскажите, с чего началось ваше творчество?
-В 80-х я работал как художник-оформитель. Занимался росписью стен, делал иллюстрации. Но в лихие 90-е работа художника оказалась ненужной, заказов почти не было. До кризиса 2008 года у меня была своя мастерская и свой офис. Я ушел в рекламный бизнес, и до сих пор работаю в рекламном агентстве. Творчество, к сожалению, не приносит доходов. В свое время какие-то работы удавалось продавать.
-Как долго вы работаете над рисунками?
-С некоторыми картинами долго работаю. Например, «Репортаж во время боя» писал более полугода. Много времени ушло на уговоры журналистов: я вообще пожалел, что взялся за это дело. Я списывался с журналистами, которые работали на Донбассе. Когда работал над картиной, у меня была цель: показать журналистов, которые там были. Журналисты сказали потом, что это перебор, таких боев, как на картине, там и не бывает.
-Чьи портреты, кто эти журналисты?
-Андрей Гусельников из Ура.Ру, Владимир Гриневич с 1 канала , Евгения Змановская и Семен Пегов из Lifenews.
-А вообще, как вы получаете информацию?
-Я смотрю много телесюжетов, переписываюсь с некоторыми журналистами.
-Как можно обозначить жанр, в котором вы работаете?
-У меня в основном плакатный стиль в сочетании с наивным искусством. У меня есть серия портретов с Ельциным, Хрущевым, Горбачевым, вокруг которых запечатлены события, происходившие в их эпохи. Плакатное искусство сочетается с коллажами. Например, на картине с Хрущевым изображены Гагарин в космосе, освоение целины, путч в Венгрии.
-У вас были какие-то художники, на которых вы ориентировались, чьим последователем себя считаете?
-Сложно сказать. Из современных мне по стилю нравится Илья Глазунов, мне даже некоторые писали, что я у него что-то беру. Но совершенно разная задумка и техника исполнения.
-А у вас есть последователи и ученики?
-Ученики бывают, когда есть собственная студия, ты что-то преподаешь. Для этого есть школы и изостудии. Раньше в рекламе работали люди с художественным образованием, а сейчас работают строители, финансисты. А в мастерских работают плиточники и отделочники.
-Как вы думаете, ваши собственные политические взгляды отражаются в работах?
-Иногда рисую то, что немного наболело. Есть, например, рисунки на тему прошлого кризиса. Тонущий в бумагах, в долгах человек. Есть наболевшие, а есть просто сюжет, почему его не отобразить? Для истории, для выставки пригодится. Вы обратите внимание на выставки, что там смотрят? Примитивные сюжеты, пейзажи родного края приелись. А посещаемые выставки там, где есть что-то интересное и необычное, на что можно положить взгляд.
-Сколько у вас работ? Больше сотни наверное?
-Если с рисунками, то да. Я не считал.
-Альберт, очень хотелось бы узнать ваше отношение к Charlie Edbo.
-Честно говоря, я этот журнал ни разу в руках не держал. Но возникла идея: а почему бы челябинским художникам не нарисовать карикатуру в ответ? Предположим, в Челябинске нарисовали карикатуру, для местных СМИ это интересно. Но увидят ли это в Charlie Edbo? Сомневаюсь.
У них, скорее всего, есть политический заказ. Скорее всего, говорят: вот тема, придумай на нее карикатуру, чтоб было смешно. Возможно, там несколько художников рисуют на одну тему. На любую тему можно десятки разных сюжетов можно изобразить. Мое мнение, что это чистая заказуха.
Но я считаю, что не все, о чем ты думаешь, можно выражать в карикатурах. Считаю, что в любом искусстве, и в карикатурах, должен быть предел. Если дозволить все, что угодно, можно далеко зайти, и неизвестно, к чему это приведет.
-В 80-х я работал как художник-оформитель. Занимался росписью стен, делал иллюстрации. Но в лихие 90-е работа художника оказалась ненужной, заказов почти не было. До кризиса 2008 года у меня была своя мастерская и свой офис. Я ушел в рекламный бизнес, и до сих пор работаю в рекламном агентстве. Творчество, к сожалению, не приносит доходов. В свое время какие-то работы удавалось продавать.
-Как долго вы работаете над рисунками?
-С некоторыми картинами долго работаю. Например, «Репортаж во время боя» писал более полугода. Много времени ушло на уговоры журналистов: я вообще пожалел, что взялся за это дело. Я списывался с журналистами, которые работали на Донбассе. Когда работал над картиной, у меня была цель: показать журналистов, которые там были. Журналисты сказали потом, что это перебор, таких боев, как на картине, там и не бывает.
-Чьи портреты, кто эти журналисты?
-Андрей Гусельников из Ура.Ру, Владимир Гриневич с 1 канала , Евгения Змановская и Семен Пегов из Lifenews.
-А вообще, как вы получаете информацию?
-Я смотрю много телесюжетов, переписываюсь с некоторыми журналистами.
-Как можно обозначить жанр, в котором вы работаете?
-У меня в основном плакатный стиль в сочетании с наивным искусством. У меня есть серия портретов с Ельциным, Хрущевым, Горбачевым, вокруг которых запечатлены события, происходившие в их эпохи. Плакатное искусство сочетается с коллажами. Например, на картине с Хрущевым изображены Гагарин в космосе, освоение целины, путч в Венгрии.
-У вас были какие-то художники, на которых вы ориентировались, чьим последователем себя считаете?
-Сложно сказать. Из современных мне по стилю нравится Илья Глазунов, мне даже некоторые писали, что я у него что-то беру. Но совершенно разная задумка и техника исполнения.
-А у вас есть последователи и ученики?
-Ученики бывают, когда есть собственная студия, ты что-то преподаешь. Для этого есть школы и изостудии. Раньше в рекламе работали люди с художественным образованием, а сейчас работают строители, финансисты. А в мастерских работают плиточники и отделочники.
-Как вы думаете, ваши собственные политические взгляды отражаются в работах?
-Иногда рисую то, что немного наболело. Есть, например, рисунки на тему прошлого кризиса. Тонущий в бумагах, в долгах человек. Есть наболевшие, а есть просто сюжет, почему его не отобразить? Для истории, для выставки пригодится. Вы обратите внимание на выставки, что там смотрят? Примитивные сюжеты, пейзажи родного края приелись. А посещаемые выставки там, где есть что-то интересное и необычное, на что можно положить взгляд.
-Сколько у вас работ? Больше сотни наверное?
-Если с рисунками, то да. Я не считал.
-Альберт, очень хотелось бы узнать ваше отношение к Charlie Edbo.
-Честно говоря, я этот журнал ни разу в руках не держал. Но возникла идея: а почему бы челябинским художникам не нарисовать карикатуру в ответ? Предположим, в Челябинске нарисовали карикатуру, для местных СМИ это интересно. Но увидят ли это в Charlie Edbo? Сомневаюсь.
У них, скорее всего, есть политический заказ. Скорее всего, говорят: вот тема, придумай на нее карикатуру, чтоб было смешно. Возможно, там несколько художников рисуют на одну тему. На любую тему можно десятки разных сюжетов можно изобразить. Мое мнение, что это чистая заказуха.
Но я считаю, что не все, о чем ты думаешь, можно выражать в карикатурах. Считаю, что в любом искусстве, и в карикатурах, должен быть предел. Если дозволить все, что угодно, можно далеко зайти, и неизвестно, к чему это приведет.